ПолитФорум ватников России и зарубежья

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Матиас Руст

Сообщений 1 страница 30 из 31

1

28 мая исполнится 30 лет историческому полёту Матиаса Руста. Который раскрыл истинное положение в системе нашей ПВО и вообще в Армии. И породил много шуток. Красную площадь в народе стали называть Шереметьево-2.

Перестройка - это фактор.
Первым грохнулся реактор*,   
Утопили теплоход**,
Пропустили самолёт.
Наркоманов развели,
СПИД в Россию завезли.
Мясо - десять, водка семь.
Одурел горбач совсем.

*Чернобыль
**«Адмирал Нахимов»

Схема полёта:
http://armyman.info/uploads/posts/2013-10/thumbs/1382241962_original.png

Утром 28 мая 1987 г. в аэропорту Маальме, близ Хельсинки, Матиас Руст подготовил к вылету свой моноплан Cessna-172R, на котором за сутки до этого он прилетел из Гамбурга. В полетных документах конечной точкой маршрута значился Стокгольм.

В 13.10, получив разрешение, Матиас произвел взлет и направился по запланированному маршруту. Через 20 минут полета Руст доложил диспетчеру, что на борту у него порядок и традиционно попрощался. После чего, выключив бортовую радиостанцию, круто развернул самолет в сторону Финского залива и начал снижение до высоты 80-100 м. Этот запланированный маневр должен был обеспечить надежный выход самолета из зоны наблюдения диспетчерского радара и скрыть истинный маршрут полета. На этой высоте Матиас направился в расчетную точку Финского залива вблизи воздушной трассы Хельсинки-Москва. Развернув самолет в сторону первого наземного ориентира на побережье Советского Союза (сланцевый комбинат г. Кохтла-Ярве с его дымами, которые видны за 100 километров) и сверив показания радиокомпаса с расчетными, Матиас лег на "боевой курс". Погода на этом участке полета была благоприятной: облачность - слоисто-кучевая, 4-5 баллов; ветер - северо-западный, 5-10 метров в секунду; видимость - не менее 15-20 километров. Так начиналась первая фаза полета нарушителя госграницы.

В 14.10 над территориальными водами Советского Союза дежурной радиолокационной ротой (РЛС П-15) близ эстонского поселка Локса был обнаружен неопознанный легкомоторный самолет, который приближался к береговой черте. По инструкции воздушному объекту был присвоен очередной номер и признак "нарушитель режима полетов", поскольку на тот момент заявок на полеты в этом районе малой авиации не было. Курс самолета практически совпадал с направлением оживленной воздушной трассы Хельсинки-Москва, где в верхних эшелонах воздушного пространства находилось несколько самолетов.

Расчет командного пункта 14-й дивизии ПВО приступил к уточнению и анализу воздушной обстановки. Было принято решение: до полного выяснения ситуации информацию "наверх" не выдавать. Над территорией Эстонии в этот момент находилось не менее 10 легкомоторных самолетов самой различной ведомственной принадлежности. Ни один из них не был оборудован системой государственного опознавания. На командные пункты частей и дежурных подразделений 14-й дивизии были вызваны смены усиления.

Уже на этом этапе начали проявляться последствия расчленения единой системы управления Войсками ПВО страны. Раньше непременным условием функционирования системы ПВО было наличие прямых и надежных каналов связи с гражданскими диспетчерами системы управления воздушным движением. Информация по целям на вышестоящие командные пункты выдавалась практически с первой засечки. Теперь вместо прямых каналов связи существовала сеть коммутаторов, которая буквально "съедала" драгоценное время. Был нарушен и "святой принцип границы": немедленная выдача информации по цели до выяснения ситуации.

Это свидетельство того, что за пять лет пребывания 14-й д ПВО (КП - г. Таллин) в составе ПрибВО были утрачены необходимые знания и навыки работы расчетов в экстремальных условиях, которые отрабатывались годами постоянной учебы и тренировок. И в данный момент (28.5.1987 г.) уровень подготовки расчетов не соответствовал условиям складывающейся воздушной обстановки. Этот печальный факт породил в дальнейшем цепную реакцию серьезных ошибок на других уровнях управления.

В течение 19 минут расчет безуспешно пытался разобраться в складывающейся воздушной обстановке, а самолет Руста тем временем приближался к Чудскому озеру. В 14.27 командир 656-го истребительного авиационного полка (г. Тапа), оценив обстановку, своим решением поднял в воздух дежурную пару истребителей МиГ-23 с задачей одному из них перекрыть границу, другому - визуально опознать нарушителя режима полетов. И здесь потребовалось время, чтоб согласовать с диспетчерами УВД допуск истребителя в район поиска, поскольку действия дежурных сил ПВО осуществлялись в зоне воздушной трассы.

В 14.28 окончательно выясняется, что гражданских самолетов малой авиации в этом районе нет. В 14.29 оперативный дежурный командного пункта 14-й д ПВО принял решение о присвоении нарушителю "боевого номера" 8255, о выдаче информации "наверх" и объявлении готовности № 1.

Так на командном пункте 6-й армии ПВО появилась информация о цели 8255. Командующий 6-й ОА ПВО генерал Герман Кромин перевел в готовность номер № 1 все соединения и части 54-го к ПВО. Командиры трех зенитных ракетных дивизионов 204-й зрбр (н.п. Керстово), находившихся на маршруте полета Руста, доложили, что цель наблюдают и готовы к пуску ракет.

Тем временем, в связи с неожиданным исчезновением с экрана диспетчерского радара аэропорта Маальме отметки от самолета, диспетчер попытался связаться с Матиасом Рустом. После нескольких безуспешных попыток самолет был объявлен терпящим бедствие и в предполагаемый район падения направлены спасатели. Поиски продолжались несколько часов. Позже с Матиаса взыщут около 100 тыс. долл. США за "оказанные услуги".

В 14.30 по маршруту полета Cessna-172R погода резко ухудшилась. Усилился ветер, нижний край сплошной облачности опустился до 70-100 метров, видимость упала до 600-700 метров, местами начал моросить дождь. Матиас принял решение уйти со снижением под нижнюю кромку облаков и изменить курс в район запасного ориентира: железнодорожного узла ст. Дно. В этом направлении видимость была лучше.

В ходе этого маневра, в 14.30 (всего через минуту после получения первых данных о цели) на командном пункте 6-й армии ПВО цель была потеряна. Однако трасса в автоматизированной системе продолжала существовать. В соответствии с ТТХ система поддерживает трассу, ее номер и все параметры движения в течение почти двух минут. И если хотя бы одно донесение о цели поступает в этом временном интервале, сопровождение цели не прерывается. Это результат многолетней работы конструкторов, военных ученых и испытателей АСУ. Изначально задумывалось - избежать случайных потерь трасс воздушных объектов.

Утрата радиолокационного контакта с самолетом Руста произошла на стыке границ ответственности двух соединений ПВО - 14-й д ПВО и 54-го к ПВО, где слаженность расчетов командных пунктов играет важную, если не решающую роль. В 14.31 цель снова появилась на экранах радаров одной из радиолокационных рот, но уже в 20 км к западу от прежнего маршрута цели 8255 на предельно малой высоте. Это затрудняло ее устойчивое наблюдение. Информацию по ней решили не выдавать, чтобы ни вносить помех в сложную и без того обстановку. Тем более, цель выходила из зоны обнаружения радиолокационной роты и входила в зону ответственности соседнего соединения.

Десятью минутами раньше, в 14.21, в районе Чудского озера на экранах дежурных радаров появилась отметка с направлением движения: Гдов-Малая Вишера. В 14.24 информацию по этой цели начали выдавать "наверх". С 14.25 отметка стала наблюдаться неустойчиво, и в 14.28 сопровождение воздушного судна было прекращено. В 14.31 этим же подразделением обнаруживается цель с прежними параметрами, но выдается "наверх", как и положено, с другим номером.

А происходило следующее. В 14.31 в результате скоротечного анализа обстановки принимается решение, что цель 8255 изменила курс на 60°. Путем ввода в ЭВМ сложной корректуры расчет заставил "автомат" в это поверить. Дивизионы получили новые целеуказания, но цель 8255 так и не обнаружили. С этого момента, как потом выяснилось в ходе расследования, системой вместо цели 8255 сопровождался долгоживущий метеорологический объект (или их плотная группа).

Здесь требуются некоторые пояснения. В середине 1970-х гг., когда на вооружение РТВ ПВО стали поступать мощные высокопотенциальные локаторы, уже в ходе их полигонных испытаний стали обнаруживаться отметки с параметрами движения, соизмеримыми с характеристиками легкомоторных самолетов. Их шутливо окрестили "эхо-ангелами". Это явление вызвало серьезные трудности при автоматизированной обработке информации. Если даже оператор их плохо различает, как научить "автомат" работать без ошибок? Тут уже было не до смеха.

В ходе серьезных исследований и массы экспериментов было установлено, что РЛС за счет высокого излучающего потенциала могут наблюдать специфические метеорологические объекты. Это вихревые образования, которые формируются из вертикальных восходящих потоков воздуха, особенно при заметной разнице температур на границе земной и водной поверхностей. Это явление весьма характерно для весеннего периода в средних широтах и при движении мощного теплого фронта. Физика источников энергии таких вихрей (при их длительном существовании в атмосфере) до сих пор до конца не изучена. Кроме того, сезонная миграция плотных стай птиц создает очень похожий эффект.

Операторам РЛС требовалась помощь в распознавании объектов такого класса. Для органов управления Войск ПВО были разработаны подробные методики и инструкции.

Вновь сопровождаемая цель 8255 имела высоту 1200 м, среднюю скорость 85 км/час. Значительные изменения параметров цели в течение всего лишь одной минуты не насторожили расчет и остались без должного внимания. Очевидно, что и в этом эпизоде операторам явно не хватило квалификации. Это было, скорее, не их виной, а бедой системы. Ведь расчеты, допущенные к боевому дежурству, сдают соответствующие зачеты и экзамены. Значит, кто-то их в свое время должным образом не выучил. Пожалуй, и здесь просматриваются последствия потери профессиональных кадров в ходе реформы Войск ПВО страны в 1978 г.

В 14.36 пилот истребителя МиГ-23 старший лейтенант Пучнин (аэродром Тапа) обнаружил самолет Матиаса Руста и доложил: "В разрывах облаков наблюдаю спортивный самолет типа Як-12 с темной полосой на борту". Визуальный контакт был кратковременным из-за плотной облачности. Больше обнаружить самолет Матиаса не удалось. В ходе следствия Русту задавали вопрос: "Видели ли вы истребитель?" Матиас ответил: "Да, видел и даже поприветствовал его, но он (истребитель) никаких сигналов мне не подавал, а радиостанция моя была выключена". Доклад пилота МиГ-23 был принят, но остался без внимания. Посчитали, что обнаруженный самолет принадлежит одному из местных аэроклубов, где в это время осуществлялись плановые полеты.

В 15.00 решением командующего 6-й армией ПВО с аэродрома Громово была поднята в воздух дежурная пара истребителей с задачей установить тип и государственную принадлежность цели 8255. По маршруту полета цели погода не радовала. Теплый фронт передвигался на юго-восток. Облачность сплошная, местами дожди, нижний край облаков 200-400 метров, верхний край 2500-3000 метров. Поиск осуществлялся в течение 30 минут. Опускаться в облака истребителям запретили, это было слишком опасно. С зенитных ракетных дивизионов стали поступать доклады, что по новым целеуказаниям цель 8255 не обнаружена. В 15.31 командующим армией было принято решение - цель 8255 представляет собой плотную стаю птиц. Об этом и было доложено на ЦКП Войск ПВО.

Однако в действующих методиках и инструкциях содержались необходимые сведения о том, какие виды птиц и в какое время суток могут летать в тумане и облаках, а также при каких обстоятельствах плотная стая может изменить направление полета. Если руководствоваться этими рекомендациями, то самолет Руста никак нельзя было отождествить со стаей птиц.

К 15.00 Матиас приблизился к железнодорожному узлу ст. Дно. Погода к этому времени улучшилась. Над точкой пересечения железных дорог Матиас снова изменил курс и теперь уже не менял его до самой Москвы.

В 15.05 аэроплан Руста уже находился в границах ответственности соединения ПВО Московского округа ПВО - 2-го корпуса ПВО (г. Ржев). Его маршрут проходил через пилотажные зоны авиационного полка ВВС, где шли плановые полеты. В воздухе находилось одновременно до 12 истребителей. В 15.00, в соответствии с графиком, изменился код системы государственного опознавания. Поскольку этот процесс (технически всего лишь переключение тумблера) выполняется экипажами в воздухе и расчетами на земле, то эта процедура занимает какое-то время. Как правило, не более одной-двух минут.

В данном случае (с истребителями иап ВВС) процесс затянулся непозволительно долго. С вышестоящего командного пункта требовали немедленно разобраться с ситуацией, так как пять из двенадцати истребителей начали сопровождаться системой без сигнала опознавания "Я - свой самолет". Система в этом случае дает рекомендации по смене текущих номеров на "боевые" и готовит данные для целеуказания зенитным ракетным дивизионам и пунктам наведения авиации. Расчет командного пункта соединения ПВО пытался связаться с руководителем полетов иап, чтобы дать команду увлекшимся молодым пилотам на смену кода. Из-за отсутствия прямых каналов связи это удалось сделать только через 16 минут.

В Московском округе ПВО в это время командиры и личный состав находились в ожидании плановой проверки дежурных сил с участием контрольных целей. Сущность подобной проверки заключается в следующем. По заранее разработанному и согласованному плану на одном из самолетов, находящемся в воздухе, по команде выключается система государственного опознавания. Руководитель проверки объявляет эту цель контрольной. Ей присваивается "боевой" номер и осуществляются все необходимые действия дежурных сил с анализом и выставлением оценки по материалам объективного контроля.

Для того чтобы не вносить дополнительную сумятицу в воздушную обстановку, оперативный дежурный командного пункта соединения дал команду руководителю расчета системы автоматизации подразделения: "Присвоить всем истребителям признак "Я - свой самолет". На возражения офицера, что подобные указания противоречат инструкции, его отстраняют от несения боевого дежурства. В конечном итоге молодой лейтенант команду выполняет. Самолету Матиаса тоже присваивается признак "Я - свой самолет". Таким образом, в 15.10 Руст, сам того не подозревая, временно получил легальную прописку в воздушном пространстве СССР.

К 16.00, в районе г. Осташков, самолет Матиаса вошел в зону обнаружения следующего по маршруту полета подразделения РТВ и лишился временной прописки. Информация по самолету снова выдавалась без признака "Я - свой самолет". Опять долгое выяснение ситуации и снова присвоение необходимого признака и дальнейшая легализация полета.

Матиас в это время находился в 40 километрах западнее города Торжок, где накануне произошла авиакатастрофа. В воздухе столкнулись два самолета - Ту-22 и МиГ-25. На месте падения фрагментов машин работали несколько групп спасателей и специалистов по расследованию происшествия. К месту катастрофы люди и грузы доставлялись вертолетами авиационной части в районе г. Торжок. Один из вертолетов находился в воздухе в роли связного ретранслятора. В 16.30 самолет Матиаса отождествили с винтокрылой машиной. Поэтому никакого беспокойства Руст на этом участке полета ни у кого не вызвал.

Воздушная обстановка в зоне обнаружения следующего подразделения, куда вошел самолет Матиаса, была тоже напряженной. Здесь боролись с пресловутыми долгоживущими метеорологическими объектами. Они наблюдались на экранах индикаторов РЛС уже в течение 40 минут (причем по нескольку объектов одновременно). Все объекты двигались на юго-восток. Здесь Руст вновь попал "под амнистию" - был снят с сопровождения как метеорологический объект. Это было уже на выходе из зоны обнаружения подразделения.

Тем не менее, на командном пункте заметили курсовое отличие этой трассы от ранее сбрасываемых с сопровождения воздушных объектов. В 16.48 решением командира 2-го корпуса ПВО были подняты два дежурных истребителя с аэродрома Ржев с задачей - поиск самолетов малой авиации или других летательных аппаратов юго-восточнее г. Старица. Полагали, что настороженность в ходе плановой проверки будет не лишней. Поиск результатов не дал.

В 17.40 самолет Матиаса попал в зону действия радаров Московского аэроузла. Это серьезно угрожало безопасности воздушного движения в Московской авиационной зоне. В плане самолет не значился, осуществлял полет с нарушениями правил полета в зоне, связи с экипажем не было. До выяснения ситуации администрация аэропорта Шереметьево прекратила прием и отправку пассажирских лайнеров. Этому факту средства массовой информации в то время почему-то приписали какую-то загадку, вплоть до предварительного сговора Шереметьево с Рустом.

При согласовании плана совместных действий с командованием Московского округа ПВО было принято решение о том, что гражданская авиационная администрация сама справится с нарушителем режима полетов. Но когда обнаружили, что нарушитель уже в районе городской черты Москвы, где полеты вообще запрещены, что-либо говорить или же делать было уже поздно.

В 18.30 самолет Матиаса появился над Ходынским полем и продолжил полет к центру города. Решив, что приземлиться на Ивановской площади Кремля невозможно, Матиас сделал три безуспешных попытки приземлиться на Красной площади. Размеры последней позволяли это сделать, но на брусчатке находилось много людей. И, как говорил сам Матиас на следствии, "хотя я сигналил, включив посадочное освещение и покачивая крыльями, туристы на площади меня не поняли".

http://armyman.info/uploads/posts/2013-10/thumbs/1382243430_original.jpg

После этого Руст принял рискованное решение - приземлиться на Москворецком мосту. Развернувшись над гостиницей Россия, Матиас начал снижение над улицей Большая Ордынка, включив посадочные огни. Постовой службы ГАИ во избежание аварии на мосту включил красный свет светофора. Посадку на мосту Матиас выполнил мастерски, если учесть, что ему пришлось снайперски попасть в область между соседними поперечными растяжками контактной троллейбусной сети. Это произошло в 18.55. Подрулив к Покровскому собору и выключив двигатель, Матиас вышел из самолета в новеньком красном комбинезоне, поставил колодки под шасси и принялся раздавать автографы.

http://armyman.info/uploads/posts/2013-10/thumbs/1382243625_original.jpg

0

2

ПОСЛЕДСТВИЯ

Среди причин полета Матиаса Руста в свое время доминировали две версии. Первая заключалась в том, что полет спланирован Западом, чтобы помочь Михаилу Горбачеву осуществить кадровую реформу в высших эшелонах ВС СССР и отстранить от власти консервативное руководство армии во главе с маршалом Соколовым. Вторая версия квалифицировала полет Руста как разведывательный. Обе версии слишком уж изящны, чтобы быть правдой. Вторая сразу отпала в ходе следствия.

Что еще выявилось в ходе расследования? Очевидным стало серьезное несовершенство правовой основы для действий дежурных сил Войск ПВО страны. Фактически ДС стали заложниками серьезных просчетов политиков и высших должностных лиц Минобороны. Возникли непреодолимые противоречия между задачами, возложенными на Войска ПВО, и ограниченными правами руководящего состава в применении сил и средств. Помимо всего прочего, не было критериев оценки действий своих войск в экстремальных ситуациях. Во многом беды коренятся в непродуманной и непрофессиональной реорганизации Войск ПВО в 1978 г. Можно с полными основаниями заявить - если бы не было 1978 г., то и не было бы событий 28 мая 1987 г.

После пролета Руста виновные нашлись почти сразу.

30 мая были освобождены от должности министр обороны Сергей Соколов и командующий ПВО Александр Колдунов, оба — политические противники Горбачёва. Было заменено практически всё руководство Министерства обороны до командующих военными округами включительно. Вместо них он назначил людей, поддерживавших его политический курс уступок западным странам. Новый министр обороны Дмитрий Язов через 4 года стал активным участником выступления ГКЧП. К руководству Вооруженных Сил и видов ВС пришли люди, на порядок (а то и на два) уступающие по своим профессионально-деловым и моральным качествам снятым маршалам и генералам. По мнению многих экспертов, деградация ВС СССР началась именно после пролета Руста. Во многом это было связано с качествами новых назначенцев.

К 10 июня было привлечено к ответственности 34 офицера и генерала. Двое из них - осуждены. Командующий Московским округом ПВО генерал-полковник Владимир Царьков, назначенный на должность за несколько дней до события, получил выговор, но должность сохранил.

Одна из наиболее цитируемых оценок последствий полёта Руста для советских Вооружённых Сил дана американским специалистом по национальной безопасности Вильямом Одомом: «После пролёта Руста в советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году».

Отредактировано radioscanner (2017-04-16 14:46:30)

0

3

Эта провокация была спланирована с ведома "перестроечных" властей, которые уже тогда вели дело к ликвидации СССР. В ином случае этого немецкого выродка просто прихлопнули бы, как муху.

+1

4

Филин написал(а):

Эта провокация была спланирована с ведома "перестроечных" властей, которые уже тогда вели дело к ликвидации СССР.

Разхлябанрость и разгильдяйство наших ПВОшников. ПВО = ПолуВоенная Организация.

ЧЕРНОВИК ДОКЛАДА ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА КРОМИНА Г.В. ГЛАВКОМУ ВОЙСК ПВО СТРАНЫ МАРШАЛУ СОВЕТСКОГО СОЮЗА КОЛДУНОВУ А.И.
Товарищ Маршал Советского Союза, докладываю.
Состав дежурных сил армии 28.05.87.
14Д ПВО: 922 орлр(Локса) СТ-68У, П-15, ПРВ-16.
925 орлр(Неме) П-15, ПРВ-9.
2311 ртб(Тапа) П-14, 5Н87, ПРВ-13.
2310 ртб(Хумала) П-14, ПРВ-13.
17 зрдн в т.ч. 3 С-200, 4 С-75, 10 С-125.
6 экипажей МиГ-23, по два на аэр. Тапа, Хаапсалу, Пярну( один в гот.№2, один в гот.№3). По два экипажа усиления на каждом аэродроме со сроком готовности 30 мин.
54К ПВО: 891 орлр(о.Гогланд) П-15, ПРВ-9, П-14.
876 орлр(Мишино) П-15, ПРВ-9.
236 орлр(Великое) П-15, ПРВ-9.
…………..2295 ртб(Выборг) П-14, ПРВ-13.
…………..26 зрдн в т.ч. 6 С-200, 16 С-75, 4 С-125.
…………..4 экипажа – 2 МиГ-23, 2 Су-15 на аэр.Лодейное Поле и Громово(один в гот.№2, один в гот.№3). По два экипажа усиления на каждом аэр. Со сроком готовности 30 мин.
Сроки приведения в гот.№1 дежурных сил:
-радиотехнических подразделений в зависимости от типа РЛС от 5 до 12 мин.
- зрдн С-200 – 8 мин, С-75 – 6 мин, С-125 – 5 мин.
- деж.экипажей из гот.№2 -8 мин, из гот.№3 – 10 мин. Вылет из гот.№1 – 4 мин.
Сплошное дежурное р/л поле в границах ответственности армии: 200м – нижняя граница, 30км – верхняя.
В 14.29 922 орлр(Локса) РЛС П-15 обнаружена воздушная цель на азимуте 42 град, Д -48 км, на высоте 500, и выдана на РИЦ 14д ПВО в 14.31. Но так как у расчета РИЦ не было уверенности, что это воздушная цель из-за(…перечеркнуто…) наличия мощной кучево-дождевой облачности в этом районе, и(…..неразборчиво, зачеркнуто…) выясняя воздушную обстановку, не доложили на КП армии.
В 14.46 получил доклад на КП армии, что РЛС П-14 41 ртб(Тапа) 4 ртбр 14д ПВО в районе Силламяэ( 25 км западнее Нарвы) на высоте 500м, с курсом 120, скоростью 150-170 км/час, обнаружена в/ц без сигнала опознавания.
В 14.48 мне доложил ОД о цели и о решении поднять экипаж с аэр.Тапа. Я решение утвердил и прибыл на КП со сменой усиления.
В 14.51 для определения типа и принадлежности цели в воздухе был поднят деж.экипаж МиГ-23 656 иап(Тапа), ст летчик летчик 2-го класса ст.л-т Пучнин.
С 14.47 до 14.53 цель сопровождал 8 зрдн С-125 207зрбр(Раквере) 14д ПВО.
В 15.23 при выходе цели из облачности летчик кратковременно наблюдал воздушную цель визуально, а в 15.28 при повторном обнаружении доложил о наблюдении легкомоторного самолета типа Як-12 на высоте 600-700м.
Далее при входе воздушной цели в облака летчик визуально ее потерял.
С 15.10 до 15.24 цель сопровождали зрдн 204 зрбр 54к ПВО(Керстово).
В 15.31 был поднят второй дежурный экипаж МиГ-23 656 иап и в 16.12 был выведен в район цели на высотах 600-2100м. Летчик цель не обнаружил.
В 15.54 на смену был поднят третий деж.экипаж МиГ-23 177 иап(Лодейное Поле), который был выведен в район цели на высоте 1500-2000м. Летчик цель не обнаружил.
В 16.17 я доложил деж.генералу ЦКП Войск ПВО о том, что по докладу летчика: « цель легкомоторный самолет типа Як-12, в районе цели дымка, облака, знаки не разобрал, 700м от него прошел.
В 16.25 был поднят четвертый деж.экипаж МиГ-23 177 иап и выведен в район цели на высоте 3800-4200м.
В 16.31 я позвонил ОД МО ПВО и передал: «Прошу включить Старую Руссу, в границах армии неопознанная цель, выдаем ее № 8255 на высоте 700м. Летчик обнаружил цель типа Як-12, пока прицелами обнаружить не можем, надо включать свои средства и передать командующему, потому что он идет в вашу сторону».
В 16.35 с аэр.Раквере был поднят вертолет СЗ ПО для предотвращения возможности пролета в/ц в сторону госграницы.
В 16.51 уточнили возможные районы аэродромов посадки при принуждении (Сольцы, Преговицы ???).
В 16.54 летчик обнаружил цель бортовой РЛС, визуально не наблюдал.
Управление экипажами осуществлялось с ПН Керстово(3х3), затем Порхов(2х2).
В 17.14 цель, находящаяся в районе 15 км юго-восточнее Новгорода на высоте 400м, передана МО ПВО. В 17.21 потеряна на Н – 200м.
Принудить самолет-нарушитель к посадке не представлялось возможным в виду полета его в облаках.

+1

5

Интересно и обидно,хоть и лет уже прошло под сраку...я тогда школу заканчивал,собирался в военное училище поступать...разумеется,событие не оставило меня равнодушным ни тогда,ни позднее: довольно часто этот эпизод всплывал в разговорах с офицерами как во время службы,так и позднее с теми,кто был офицером по содержанию,а не только по форме.

0

6

Мало кто знает, что нечто подобное было в 36-м, когда на Красной Площади приземлился "Юнкерс", все с той же целью. Выводы были сделаны. Командующий ВВС был сначала переведен на другую должность, и в последствии репрессирован. А в 39-м.. когда был подписан Пакт, тогда вроде? Самолет Риббентропа был обстрелян зенитной артиллерией и получил весьма существенные повреждения. По поводу репрессий ничего не известно. Руст, всего лишь повторил прошлое.

0

7

radioscanner написал(а):

Который раскрыл истинное положение в системе нашей ПВО и вообще в Армии. И породил много шуток.

В это же время два сторожевика ЧФа вытеснили американцев из наших тер.вод.

0

8

Somoca написал(а):

Мало кто знает, что нечто подобное было в 36-м, когда на Красной Площади приземлился "Юнкерс", все с той же целью. Выводы были сделаны. Командующий ВВС был сначала переведен на другую должность, и в последствии репрессирован.

Приказ 0035 от 10 июня 1941 года наркома обороны С. К. Тимошенко:
"О факте беспрепятственного пропуска через границу самолета Ю-52 15 мая 1941 г.
15 мая 1941 г. германский внерейсовый самолет Ю-52 совершенно беспрепятственно был пропущен через государственную границу и совершил перелет по советской территории через Белосток, Минск, Смоленск в Москву. Никаких мер к прекращению его полета со стороны органов ПВО принято не было. Посты ВНОС 4-й отд. бригады ПВО Западного особого военного округа, вследствие плохой организации службы ВНОС, обнаружили нарушивший границу самолет лишь тогда, когда он углубился на советскую территорию на 29 км, но, не зная силуэтов германских самолетов, приняли его за рейсовый самолет ДС-3 и никого о появлении внерейсового Ю-52 не оповестили. Белостокский аэропорт, имея телеграмму о вылете самолета Ю-52, также не поставил в известность командиров 4-й бригады ПВО и 9-й смешанной авиадивизии, так как связь с ними с 9 мая была порвана военнослужащими. Командование 9-й смешанной авиадивизии никаких мер к немедленному восстановлению связи не приняло, а вместо этого сутяжничало с Белостокским аэропортом о том, кому надлежит восстановить нарушенную связь.
В результате командир западной зоны ПВО генерал-майор артиллерии Сазонов и начальник штаба 4-й отд. бригады ПВО майор Автономов никаких данных о полете Ю-52 до извещения из Москвы не имели. В свою очередь вследствие плохой организации службы в штабе 1-го корпуса ПВО г. Москвы командир 1-го корпуса ПВО генерал-майор артиллерии Тихонов и зам. начальника Главного управления ПВО генерал-майор артиллерии Осипов до 17 мая ничего не знали о самовольном перелете границы самолетом Ю-52, хотя дежурный 1-го корпуса ПВО 15 мая получил извещение от диспетчера Гражданского воздушного флота, что внерейсовый самолет пролетел Белосток.
Никаких мер к прекращению полета внерейсового самолета Ю-52 не было принято и по линии Главного управления ВВС КА. Более того, начальник штаба ВВС КА генерал-майор авиации Володин и заместитель начальника 1-го отдела штаба ВВС генерал-майор авиации Грендаль, зная о том, что самолет Ю-52 самовольно перелетел границу, не только не приняли мер к задержанию его, но и содействовали его полету в Москву разрешением посадки на Московском аэродроме* и дачей указания службе ПВО обеспечить перелет.
Все эти факты говорят о неблагополучном состоянии службы ПВО Западного особого военного округа, о плохой ее организации, слабой подготовленности личного состава ВНОС ПВО, потере бдительности в 4-й отд. бригаде ПВО и отсутствии должной требовательности со стороны командующих военными округами и высшего начсостава ПВО и ВВС к четкости несения службы ПВО.

Приказываю:
1. Военному совету Западного особого военного округа тщательно расследовать факт самовольного пролета самолета Ю-52 через территорию округа, выявить всех виновных лиц и наложить на них взыскания своею властью. Немедленно восстановить телефонную связь Белостокского аэропорта с 9-й смешанной авиадивизией и штабом 4-й бригады ПВО и в пятидневный срок проверить состояние связи аэропортов со штабами ПВО. Исполнение донести к 20.6.41 г.
2. Военным советам округов (ДВФ) назначить авторитетные комиссии, которые обязать к 1.7.41 г. обследовать всю систему ПВО на территории округов, обратив особое внимание на ее боеготовность, состояние службы наблюдения, оповещения, связи и подготовку постов ВНОС. Все недочеты, вскрытые комиссиями, устранить на месте в процессе их работы. Результаты обследования и о принятых мерах донести мне к 5.7.41 г.
3. Начальнику Главного управления ПВО до 1.7.41 г. обследовать состояние ПВО в Западном особом и Московском военных округах и результаты обследования доложить мне лично. Его же распоряжением обеспечить к 1.7.41 г. все посты ВНОС силуэтами самолетов и организовать поверку знаний постами ВНОС силуэтов и умения определять по ним принадлежность самолетов.
4. За плохую организацию службы ВНОС, отсутствие должного воинского порядка в частях ПВО и слабую подготовку личного состава постов ВНОС командующему Западной зоной ПВО генерал-майору артиллерии Сазонову, начальнику штаба 4-й бригады ПВО майору Автономову объявить выговор.
5. За самовольное разрешение пролета и посадки Ю-52 на московском аэродроме без поверки прав на полет в Москву начальнику штаба ВВС генерал-майору авиации Володину и заместителю начальника 1-го отдела штаба ВВС генерал-майору авиации Грендалю объявить замечание".
6. Командиру 1-го корпуса ПВО генерал-майору артиллерии Тихонову и заместителю начальника Главного управления ПВО генерал-майору артиллерии Осипову обратить особое внимание на слабую организацию системы наблюдения и оповещения.

Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза С. Тимошенко
Начальник Генерального штаба Красной Армии генерал армии Г. Жуков.

**********************************************************************

По итогам разбирательства были  арестованы и расстреляны: начальник ВВС Красной Армии П.В. Рычагов, начальник управления ПВО Г.М. Штерн, командующий Прибалтийского военного округа А.Д. Локтионов, до того занимавший должность начальника ВВС Красной Армии, помощник начальник Генштаба по авиации Я.В. Смушкевич, командующий ВВС Московского военного округа генерал-лейтенант авиации П. И. Пумпур.

* Московский аэродром имеется в виду Ходынское поле.

Отредактировано radioscanner (2017-04-18 22:27:51)

0

9

Стенограмма действий ОД КП 6 ОА ПВО п-ка ВОРОНКОВА В.А. 28.05.1987
Стенограмма действий командующего 6 ОА ПВО генерал-майора КРОМИНА Г.В. 28.05.1987
Ссылка

0

10

VRNwithYOU написал(а):

Объективно Рычагов 15.05.1941г. никаких постов не занимал, потому что был освобожден от них 12.04.1941г.

Совершенно верно. Кровавый сталинский режим, кого интересовали подробности?

Рычагов 24 июня 1941 года арестован НКВД. В ходе следствия к арестованным регулярно применялись избиения и пытки. Бывший начальник Следственной части МВД СССР генерал-лейтенант Влодзимирский 8 октября 1953 года на допросе показал:

"В моём кабинете действительно применялись меры физического воздействия… к Мерецкову, Рычагову, … Локтионову. Били арестованных резиновой палкой, и они при этом, естественно, стонали и охали. Я помню, что один раз сильно побили Рычагова, но он не дал никаких показаний, несмотря на избиение."

Следствие затягивалось, и из-за угрозы приближения немцев к Москве многих арестованных по различным делам эвакуировали.

28 октября 1941 года в посёлке Барбыш вблизи Куйбышева по распоряжению Л. П. Берии без суда была расстреляна группа арестованных офицеров, в их числе П. В. Рычагов. Вместе с Рычаговым была расстреляна его жена, заместитель командира авиаполка особого назначения майор Мария Нестеренко, обвинённая в том, что «будучи любимой женой Рычагова, не могла не знать об изменнической деятельности своего мужа».

В 1954 году П. В. Рычагов был реабилитирован посмертно.

Ссылка

0

11

radioscanner написал(а):
VRNwithYOU написал(а):

Объективно Рычагов 15.05.1941г. никаких постов не занимал, потому что был освобожден от них 12.04.1941г.

Совершенно верно. Кровавый сталинский режим, кого интересовали подробности?

Рычагов 24 июня 1941 года арестован НКВД. В ходе следствия к арестованным регулярно применялись избиения и пытки. Бывший начальник Следственной части МВД СССР генерал-лейтенант Влодзимирский 8 октября 1953 года на допросе показал:

"В моём кабинете действительно применялись меры физического воздействия… к Мерецкову, Рычагову, … Локтионову. Били арестованных резиновой палкой, и они при этом, естественно, стонали и охали. Я помню, что один раз сильно побили Рычагова, но он не дал никаких показаний, несмотря на избиение."

Следствие затягивалось, и из-за угрозы приближения немцев к Москве многих арестованных по различным делам эвакуировали.

28 октября 1941 года в посёлке Барбыш вблизи Куйбышева по распоряжению Л. П. Берии без суда была расстреляна группа арестованных офицеров, в их числе П. В. Рычагов. Вместе с Рычаговым была расстреляна его жена, заместитель командира авиаполка особого назначения майор Мария Нестеренко, обвинённая в том, что «будучи любимой женой Рычагова, не могла не знать об изменнической деятельности своего мужа».

В 1954 году П. В. Рычагов был реабилитирован посмертно.

Ссылка

Как теперь после этого жить?

Представляете, как вся Англия рвёт на голове волосы 355 дней в году, оплакивая жертв кровавого тирана Кромвеля?

0

12

Юрий_Kieвъ написал(а):

Как теперь после этого жить?

Живите, как жили. Между прочим, Павел Васильевич Рычагов советский лётчик-ас и военачальник, генерал-лейтенант авиации (1940), Герой Советского Союза (1936).
С ноября 1936 по февраль 1937 командиром звена участвовал в Гражданской войне в Испании (1936—1939), сбил 6 самолётов противника.
В 1938 году по предложению Сталина Рычагов был принят в члены ВКП(б) без прохождения кандидатского стажа. Рекомендации дали Сталин и Ворошилов.

0

13

radioscanner написал(а):
Юрий_Kieвъ написал(а):

Как теперь после этого жить?

Живите, как жили. Между прочим, Павел Васильевич Рычагов советский лётчик-ас и военачальник, генерал-лейтенант авиации (1940), Герой Советского Союза (1936).
С ноября 1936 по февраль 1937 командиром звена участвовал в Гражданской войне в Испании (1936—1939), сбил 6 самолётов противника.
В 1938 году по предложению Сталина Рычагов был принят в члены ВКП(б) без прохождения кандидатского стажа. Рекомендации дали Сталин и Ворошилов.

Живём. Но вы зачем-то всё время предлагаете каяться ...

Причём, вы не готовы (почему-то) рассматривать ретроспективный диапозон истории, к примеру, с 1900 до сего времени ... Вы не говорите об ужасах Ленских приисков (Lena goldfish), вы почему-то не обсуждаете катастрофу Русско-Японской войны, вы не специализируетесь на бездарном руководстве "Матильдия Ксешинского" ...

Вы практически ни словом не обмолвились о "не вписавшихся в рынок" во времена Гайдаро-Чубайса ...

Мне кажется, вы просто излишне ангажированы.

0

14

Юрий_Kieвъ написал(а):

Причём, вы не готовы (почему-то) рассматривать ретроспективный диапозон истории, к примеру, с 1900 до сего времени ... Вы не говорите об ужасах Ленских приисков (Lena goldfish), вы почему-то не обсуждаете катастрофу Русско-Японской войны, вы не специализируетесь на бездарном руководстве "Матильдия Ксешинского" ...

Потому, что 45 лет интересует Сталин. Моё мнение о нём сформировано на рассказах очевидцев и участников тех страшных времён.

Юрий_Kieвъ написал(а):

Мне кажется, вы просто излишне ангажированы.

Нет, просто я не хочу, чтобы мой сын жил в стране, в которой все боятся Власть. Или сотрудничают с ней, путём клеветы и доносов на сослуживцев, соседей и родственников...

0

15

radioscanner написал(а):
Юрий_Kieвъ написал(а):

Причём, вы не готовы (почему-то) рассматривать ретроспективный диапозон истории, к примеру, с 1900 до сего времени ... Вы не говорите об ужасах Ленских приисков (Lena goldfish), вы почему-то не обсуждаете катастрофу Русско-Японской войны, вы не специализируетесь на бездарном руководстве "Матильдия Ксешинского" ...

Потому, что 45 лет интересует Сталин. Моё мнение о нём сформировано на рассказах очевидцев и участников тех страшных времён.

Юрий_Kieвъ написал(а):

Мне кажется, вы просто излишне ангажированы.

Нет, просто я не хочу, чтобы мой сын жил в стране, в которой все боятся Власть. Или сотрудничают с ней, путём клеветы и доносов на сослуживцев, соседей и родственников...

По последнему пункту ...

Я не понимаю именно такой тонкой избирательной настройки. С 1991-го года Россия потеряла, вероятно, на порядок более. Умерших от не качественных лекарств и вакцин, алкоголя, социальных (или имеющих социальную природу) заболеваний, покончивших с жизнью, убитых, не рождённых в результате абортов или простого нежелания заводить лишний рот в семье.

Но нет на свете зверя страшнее Сталина ... ;)

Сканнер, могу ли я повторить свой вопрос, на который я так и не получил ответ?

Вы сможете чётко изложить ЗА что вы? Не против чего, а ЗА что?

P.S. Могу порекомендовать Кристофа Виллибальда Глюка (Орфей и Эвридика):

https://www.youtube.com/watch?v=fKdc-LGuPJ8

P.P.S. Я не большой фанат Высоцкого. Это было время, когда в стране появился Pink Floyd, Deep Purple & Iron Maiden. Я в то время предпочитал их  %-)

+1

16

Юрий_Kieвъ написал(а):

Я не большой фанат Высоцкого. Это было время, когда в стране появился Pink Floyd, Deep Purple & Iron Maiden. Я в то время предпочитал их

Ну и какой вы "патриот"?

0

17

radioscanner написал(а):
Юрий_Kieвъ написал(а):

Я не большой фанат Высоцкого. Это было время, когда в стране появился Pink Floyd, Deep Purple & Iron Maiden. Я в то время предпочитал их

Ну и какой вы "патриот"?

Сканнер, могу ли я повторить свой вопрос, на который я так и не получил ответ?

Вы сможете чётко изложить ЗА что вы? Не против чего, а ЗА что?

Я - патриот. Но без Высоцкого.

Вероятно, так тоже бывает.

P.S. Вопрос остаётся в силе ...

0

18

p.s. Pink Floyd - любимая иностранная группа.

Из наших: "Песняры", ДДТ, "Алиса", "Кино", "ЧайФ", "Наутилус Помпилиус", "Зоопарк".

0

19

Юрий_Kieвъ написал(а):

Вы сможете чётко изложить ЗА что вы? Не против чего, а ЗА что?

Позже, сейчас клею обои.

0

20

radioscanner написал(а):

p.s. Pink Floyd - любимая иностранная группа.

Из наших: "Песняры", ДДТ, "Алиса", "Кино", "ЧайФ", "Наутилус Помпилиус", "Зоопарк".

По последнему пункту ...

Я не понимаю именно такой тонкой избирательной настройки. С 1991-го года Россия потеряла, вероятно, на порядок более. Умерших от не качественных лекарств и вакцин, алкоголя, социальных (или имеющих социальную природу) заболеваний, покончивших с жизнью, убитых, не рождённых в результате абортов или простого нежелания заводить лишний рот в семье.

Но нет на свете зверя страшнее Сталина ... ;)

Сканнер, могу ли я повторить свой вопрос, на который я так и не получил ответ?

Вы сможете чётко изложить ЗА что вы? Не против чего, а ЗА что?

Как видите, я в контекст вопроса уже даже не выношу Глюка (или Сен-Санса).

0

21

radioscanner написал(а):

Потому, что 45 лет интересует Сталин. Моё мнение о нём сформировано на рассказах очевидцев и участников тех страшных времён.

Ну да...
"- Как я Сталина ненавижу,он деда моего расстрелял!
- За что?
- Да по 59-й, за бандитизм!"(с).

0

22

Поручик написал(а):

"- Как я Сталина ненавижу,он деда моего расстрелял!
- За что?
- Да по 59-й, за бандитизм!"(с).

Не поверите! Никто из моих родственников не попал "под пресс" сталинских репрессий.

0

23

Читал мнение специалистов, что наше ПВО не были приспособлены к перехвату низколетящих медленных целей. То есть ПВО занималось охраной границы от вторжения, а не от хулиганских действий.

Интересно как сейчас обстоят дела с таким вот нарушениями?

0

24

Пересвет написал(а):

Интересно как сейчас обстоят дела с таким вот нарушениями?

Разведку какой страны Вы представляете на этом форуме?
:)

Раньше истребители не могли летать медленно.
А теперь? Смотрите:

0

25

radioscanner написал(а):

Раньше истребители не могли летать медленно.
А теперь? Смотрите:

Интересно, как это ему удаётся? Расскажите, Сканер, пожалуйста.

0

26

Димсон написал(а):

Интересно, как это ему удаётся?

У Су-27 нормальная взлетная масса (без ПТБ) -18000 кг; -максимальная взлетная масса (с ПТБ) - 21000 кг.
А двигатели имеют тягу 12500 кгс. каждый. Получается, что он взлетит без крыльев.
:)

Максимальная скороподъемность у земли с 50% остатком топлива - 345 м/с (больше скорости звука).

+1

27

Мощная машина!
Спасибо!

0

28

Пересвет написал(а):

Читал мнение специалистов, что наше ПВО не были приспособлены к перехвату низколетящих медленных целей. То есть ПВО занималось охраной границы от вторжения, а не от хулиганских действий.

Даже братья-белорусы могут:

  12 сентября 1995 года в Швейцарии был дан старт международным соревнованиям воздухоплавателей. Поднявшись в воздух, «караван» двинулся на Восток. Как утверждали организаторы чемпионата на дальность полетов, о мероприятии были предупреждены диспетчерские службы всех стран, через воздушный коридор которых транзитом направлялись экипажи.

Без приключений пролетев над Германией, Чехией, Словакией, Польшей, в Беларуси гондола опытных путешественников, американцев Алана Френчеля и Джона Стюарта, была сбита военным вертолетом Ми-24 и рухнула на окраине дачного кооператива мотороремонтного завода рядом с городом Береза.

В результате падения с двухкилометровой высоты погибли спортсмены-экстремалы Алан Френчель и Джон Стюарт. Военное командование оправдывалось, что «перепутало» спортивный объект с метеорологическим зондом, которые иногда залетают на территорию Беларуси. В свою очередь, международное сообщество поставило под сомнение профессионализм белорусских войск противовоздушной обороны, которые не в состоянии отличить пилотируемый летающий объект от того, что передвигается в автономном режиме.

0

29

Димсон написал(а):

Мощная машина!

Вот они близко:

На радиообмене фон и помехи из-за расположенных рядом со мной цифровых фотоаппаратов, ноутбуков, планшетов и смартфонов других зрителей.

0

30

radioscanner написал(а):
Юрий_Kieвъ написал(а):

Как теперь после этого жить?

Живите, как жили. Между прочим, Павел Васильевич Рычагов советский лётчик-ас и военачальник, генерал-лейтенант авиации (1940), Герой Советского Союза (1936).
С ноября 1936 по февраль 1937 командиром звена участвовал в Гражданской войне в Испании (1936—1939), сбил 6 самолётов противника.
В 1938 году по предложению Сталина Рычагов был принят в члены ВКП(б) без прохождения кандидатского стажа. Рекомендации дали Сталин и Ворошилов.

Мутный вопрос. Это было время разработки перспективных самолетов, дорабатывался По-160, на котором разбился Чкалов. Неизвестный срезал воздушные жалюзи охлаждения и самолет упал. Виновного так и не наши. Первым секретарем обкома в то время в Горьком был один из братьев Кагановичей, в последствии снятый в 39-м как один из противников перевооружения. После чего Поликарпов попал в опалу а самолет, практически отработанный, был "задвинут". Тогда и "пошли" полусырые ЯКи, Ла и ЛАГГи на которых летчики гробились сверх меры. Тогда и произошла ссора Рычагова и Сталина, бывший любимец в ответ на вопрос о причинах потерь, выкрикнул в лицо - Вы нас заставляете летать на гробах!
- Вии зря это сказали.. - только и сказал Сталин. К слову, из-за массовости, в ходу был лозунг - Не надо фигурять! Автором которой был якобы тот самый Рычагов. Пилотов просто учили взлету и посадку и держать курс. Все. Так что тут очень и очень сложный вопрос.

0