ПолитФорум ватников России и зарубежья

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПолитФорум ватников России и зарубежья » Курилка » Советская школа (воспоминания, учебники и пр)


Советская школа (воспоминания, учебники и пр)

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

https://pp.userapi.com/c622831/v622831116/3853a/9U8ma9GtV-w.jpg

сегодня постараюсь выложить несколько ссылок на скачивание старых учебников, которые были по мнению многих более качественными и доступными для усвоения детьми, чем современные

0

2

Советские учебники - это два класса литературы - естественно-научные дисциплины и гуманитарщина.
Когда говорят о силе советского образования имеют в виду естественно-научное направление.
Гуманитарщина интереса не представляет - в силу засилия ее ленинщиной и сталинщиной - пустозвонство.
За исключением логики - но логика была взята из царских учебников.
В учебники же естественно-научного направления ленинщина-сталинщина внедрится не успела и поэтому теория относительности и квантовая физика не успели быть признаны служанками капитализма - а это основа основ современной науки.

Учебник логики Георгия Ивановича Челпанова (скачать).

+1

3

skroznik написал(а):

Советские учебники - это два класса литературы

А можно Вас попоросить выложить свои материалы по вашей физ-мат программе?

0

4

skroznik написал(а):

Советские учебники - это два класса литературы - естественно-научные дисциплины и гуманитарщина.
Когда говорят о силе советского образования имеют в виду естественно-научное направление.
Гуманитарщина интереса не представляет - в силу засилия ее ленинщиной и сталинщиной - пустозвонство.
За исключением логики - но логика была взята из царских учебников.
В учебники же естественно-научного направления ленинщина-сталинщина внедрится не успела и поэтому теория относительности и квантовая физика не успели быть признаны служанками капитализма - а это основа основ современной науки.

вообщем-то вы правы, хотя споры на эту тему не угасают
а что отнести к гуманитарщине - русский язык и литературу, иностранные языки, историю и обществоведение?
однако многие родители сейчас гоняются за старыми букварями и учебниками по русскому языку, учебники по русской литературе Флоринского и Зерчанинова считаются лучшими за последние сто лет, уже в 80-е годы они стали библиографической редкостью, старые учебники по истории читаются живее чем современные
также следует иметь в виду, что учебники по математике после 1970 года очень испортила тн колмогоровская реформа
в 30-50-е годы в школах преподавалась помимо логики (школьный учебник 1954 года и его аудиоверсия https://vk.com/wall-41887171_100612 ) еще и латынь https://vk.com/doc3260116_438218899?has … deb716ff91
минералогия и геология https://vk.com/doc3260116_440611308?has … 2264ae1fdc
и психология
неплохая подборка старых учебников
http://sheba.spb.ru/shkola/index.htm
или здесь http://www.rusichi-center.ru/e/3171357- … ki-skachat
галерея советских школьных учебников 1930-89 гг
http://fremus.narod.ru/schoolbk.html

дореволюционные учебники можно скачать, например, здесь
https://vk.com/zemshkola
https://pp.userapi.com/c637319/v637319116/11be3/PP593-mkCEc.jpg

Отредактировано Митрич (2017-04-23 01:12:54)

+1

5

Москвич написал(а):

А можно Вас попоросить выложить свои материалы по вашей физ-мат программе?

Не понял... У меня нет собственной программы...
Когда-то меня попросили преподавать в лицее - как результат написал собственный учебник - единый курс физики и математики для школьников. Это единственное моё "новшество" - хотя ничего особенного в этом нет. В смысле физ-мат образования школьников вообще сказать что-то новое мне представляется практически невозможным - все что сделано при СССР в этой области нашими китами науки и образования - это на века - тут что называется бери и читай - недостатка нет.
Вся проблема образования в физ-мат области у нас чисто человеческая. Ученика надо приучить не листать книги, а читать их с карандашом в руке. Плюс ежедневное решение задач. Вот в этом и есть вся проблема. Этому наша школа абсолютно не учит.
Физ-мат часть школьного образования - это важнейшая составляющая современной человеческой культуры. И она нужна не для того чтобы стать математиком или физиком - она нужна абсолютно всем просто для наращивания коры головного мозга, без чего жить в современном мире уже невозможно.. Более качественного бульона для этого просто не существует...
Ну ладно... на эту тему я могу говорить долго...

0

6

Митрич написал(а):

https://pp.userapi.com/c637319/v637319116/11be3/PP593-mkCEc.jpg

Много раз видел эту картину, но только сейчас задумался.
10^2+11^2+12^2=13^2+14^2=365, т.е. количеству дней в году.
Что-то в этом есть...
(Простите за оф-топик.)
Теперь- по сабжу:
Здесь уминались учебники под редакцией Колмогорова. Судить о них очень непросто. Они и элементарны, и сложны одновременно. Математику не зря называют "поэзией чисел". Колмогоров- как Маяковский в поэзии. Совершенно гениальный человек, элементарно не понимающий, как можно не понять то, что очевидно? В 1975 году, когда мы начали изучать математику по Колмогорову, я откровенно впал в ступор. Помогла его бывшая студентка, (Тархнишвили Нина Иосифовна), буквально за полчаса об"яснившая суть дифференциалов. Потом это я об"яснил одноклассникам. Они поняли. Увы, наши учителя понять не смогли. Возможно потому, что не спрашивали нас, а доступа к студентам Колмогорова не имели. Наша школа брала призы на физико-математических олимпиадах.
А разница как между:
"Как дай вам Бог любимой быть другим"(и).
и:
"Любить -
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором, рубить дрова,
силой своей играючи.
Любить - это с простынь, бессонницей рваных,
срываться, ревнуя к Копернику,
его, а не мужа Марьи Иванны считая своим соперником"(с).
Эпоха СССР, не отдать тому, кто сможет любить крепче, а отбить и у Коперника!

0

7

Как-то уже задавал подобные вопросы в другой теме :)

Вобщем, нужны были рекомендации учебников для изучения предметов с нуля (!).
Не для повторения или обобщения, не для углублённого изучения, а основы для обычного ребёнка, который ещё неизвестно будет физиком или лириком, так сказать :)
Мнения разнятся, но какие-то контуры уже проявляются.

ХИМИЯ
Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. - Химия 7-11 (1985)
Для изучения химии с нуля. Возможно, лучший учебник (?).
В сети доступен для скачивания с торрентов, например.

ГЕОМЕТРИЯ
Никитин Н.Н. - Геометрия. Учебник для 6-8 классов (1967)
Понравился множеством иллюстраций и примеров привязки к жизненным ситуациям. Содержание оценить пока не могу :)
В сети недавно появился.

Киселёв А.П. – Элементарная геометрия
Хвалят, но в "новых" изданиях могут быть неточности, а старые - дореволюционная орфография.
В сети есть издания 1914 и 1980 годов.

Рыбкин Н.А. - Сборник задач по геометрии (1961)
Лучший задачник советских времен по геометрии (?).
Есть на торрентах.

АЛГЕБРА
Туманов С.И - Элементарная алгебра
Наверное лучшее, что есть по самообразованию в математике (?).
В сети есть сканы изданий 1962 и 1970 годов.

ФИЗИКА
Отзывы по разным изданиям. В том числе и отзывы от местных товарищей ;)
Все учебники доступны в сети в электронном виде.

Гольдфарб Н.И. - Сборник вопросов и задач по физике (1982)
один из лучших задачников времен СССР, включена и раскладка по темам ответов к задачам.

Ландсберг Г.С. - Элементарный учебник физики (1985)
Много примеров из жизни и техники.Поясняющие рисунки почти на каждой странице.Минимум напрягающих формул.
11-е издание, пишут, такое же.
Вполне возможно, что это только как дополнение.

Орир Д. - Популярная физика (1964)
Упрощённый вариант.

Орир Д. - Физика (1981)
Законы описываются как нечто цельное, связанное между собой, а не просто "по главам". Интересные, жизненные задачи: Какую мощность выдаст ядерный реактор? Как далеко полетит баллистическая ракета и когда ее нужно сбивать? С какой силой легковушка влепится во встречный грузовик? =) Так не хватало в школе этой связности и жизненности примеров, эх.
Во 2-м издании кое что обновили-добавили.

Пёрышкин...
Сказка! Лучшего учебника БЕЗ интегрального исчисления не встречал. А уравнения- на зависть!

Сборник задач по элементарной физике. Пособие самообразован Б.Б.Буховцев (1974)
Это не сборник задач, это сборник головоломок. Это принципиально разные вещи. Сборник задач должен состоять из множества типовых задач, чтобы набить руку на оперировании формулами. А тут я над некоторыми задачами думал по нескольку часов, пока догадался как решать.

Есть ещё учебники по математике для начальной школы (1-4 классы), которые сильно нахваливали, но под рукой нет исходных данных.

ЗЫ Вспомнил, один из авторов учебников по математике для начальной школы - Пчёлко.

Отредактировано Француз (2017-04-23 13:52:00)

0

8

Не так мы сидели!

Москва. 27 февраля. INTERFAX.RU - Курирующая социальный блок правительства вице-премьер Ольга Голодец считает, что, возможно, настало время менять "прямоугольную" модель школьных классов - наследие советского образования.
"Неправильно у нас классы сконструированы: у нас они все прямоугольные, потому что есть привычка, что учитель стоит впереди, и за ним - доска, и детишки сидят рядами, как мы учились в детстве", - сказала Голодец в понедельник в ходе Российского экономического форума в Сочи. Но "для того, чтобы формировать проектный подход, для того, чтобы формировать групповую работу, чтобы выстраивать команду и вести к достижению цели, дети должны сидеть по-другому и работа должна строиться иначе", рассказала она.

+2

9

radioscanner написал(а):

Но "для того, чтобы формировать проектный подход, для того, чтобы формировать групповую работу, чтобы выстраивать команду и вести к достижению цели, дети должны сидеть по-другому и работа должна строиться иначе",

Думаю, что ее молебен, молебен перед началом каждого занятия, минут на двадцать?

0

10

Поручик написал(а):
Митрич написал(а):

https://pp.userapi.com/c637319/v637319116/11be3/PP593-mkCEc.jpg

Много раз видел эту картину, но только сейчас задумался.
10^2+11^2+12^2=13^2+14^2=365, т.е. количеству дней в году.
Что-то в этом есть...
(Простите за оф-топик.)

Именно так. Но вот откуда взялось ваше равенство (в уме)? В этом весь цимус задачи?

Отредактировано skroznik (2017-04-23 14:54:16)

0

11

skroznik написал(а):

Именно так.

Я задачку решил без труда, оказывается квадраты до двух десятков сидет в голове А дети фиг. Вот и вся разница в обучении.

0

12

Француз. О школьной физике.
Ландсберг (школьный трехтомник) уже сильно устарел.
Вот Орира Вы упомянули совершенно справедливо.
Но еще лучше - наш учебник Яворского и Пинского (в наше время это был двухтомник).
Плюс обязательное решение задач из "Задачника КВАНТА".

+1

13

Москвич написал(а):
skroznik написал(а):

Именно так.

Я задачку решил без труда, оказывается квадраты до двух десятков сидет в голове А дети фиг. Вот и вся разница в обучении.

http://i91.fastpic.ru/thumb/2017/0423/78/dbf67edb3308b38d7ddea48e90707e78.jpeg

Отредактировано skroznik (2017-04-23 15:33:55)

0

14

radioscanner написал(а):

Не так мы сидели!

Москва. 27 февраля. INTERFAX.RU - Курирующая социальный блок правительства вице-премьер Ольга Голодец считает, что, возможно, настало время менять "прямоугольную" модель школьных классов - наследие советского образования.
"Неправильно у нас классы сконструированы: у нас они все прямоугольные, потому что есть привычка, что учитель стоит впереди, и за ним - доска, и детишки сидят рядами, как мы учились в детстве", - сказала Голодец в понедельник в ходе Российского экономического форума в Сочи. Но "для того, чтобы формировать проектный подход, для того, чтобы формировать групповую работу, чтобы выстраивать команду и вести к достижению цели, дети должны сидеть по-другому и работа должна строиться иначе", рассказала она.

Ольга Голодец напоминает мне коллегуфеоктисова с севинфо...

http://i90.fastpic.ru/thumb/2017/0423/1a/c9443592ba4157e18c83c628972f471a.jpeg

+1

15

skroznik написал(а):
Москвич написал(а):
skroznik написал(а):

Именно так.

Я задачку решил без труда, оказывается квадраты до двух десятков сидет в голове А дети фиг. Вот и вся разница в обучении.

http://i91.fastpic.ru/thumb/2017/0423/78/dbf67edb3308b38d7ddea48e90707e78.jpeg

Спасибо, так еще проще. Но в уме бы не получилось. Привычки нет, а такое надо видеть сразу.

0

16

skroznik написал(а):

Много раз видел эту картину, но только сейчас задумался.
10^2+11^2+12^2=13^2+14^2=365, т.е. количеству дней в году.
Что-то в этом есть...
(Простите за оф-топик.)

Именно так. Но вот откуда взялось ваше равенство (в уме)? В этом весь цимус задачи?

Уважаемый коллега, согласен с Вами, весь цимус в том, что нас учили думать. А не тупо шлёпать по клавишам.
Но и мы не без греха...
Буквально позавчера мне пришлось написать в "Акте о залитии" десяток слов. Курица лапой изобразила бы изящнее. Что поделать, четверть века за клавиатурой, теряется мелкая моторика...

0

17

Москвич написал(а):

Я задачку решил без труда, оказывается квадраты до двух десятков сидет в голове

Кстати, как умножить 18х24, или 35х45?
https://wikimedia.org/api/rest_v1/media/math/render/svg/5d52e4cff7a7157a34586d9a29df412a7d37f574
18х24=(21-3)(21+3)=441-9
35х45=(40-5)(40+5)=1600-25

0

18

skroznik написал(а):

Гуманитарщина интереса не представляет - в силу засилия ее ленинщиной и сталинщиной - пустозвонство.

Это далеко не так. Чтобы иметь малейшее представление - пустозвонщина или нет, нужно время посвятить их изучению. Я Вас уверяю - ленинщина со сталинщиной были лишь отчасти. А мы изучали все это и вовсе без оных, не застали в силу временных изменений.
Царские учебники тоже были взяты естественно из западных аналогов)). Зато сейчас Вы должны быть довольны - царское обучение вернулось! Православие ой как нам нужно в свете сегодняшнего развития общества! Нужнее и не придумаешь...(( Так что поздравляю! %-)

Москвич написал(а):

а такое надо видеть сразу.

Это правила преобразования (в школе проходили и их нужно было запоминать), поэтому не помню, там много было, просто не пригодились в жизни. Зачем они нужны обывателю, если есть калькуль? (сейчас даже негры бегают с смартфоном))))))))))) Это раньше калькулей не было, вот и приходилось людям считать так, чтобы удобнее было.

Но школьники пускай это все изучают. Если способности в мышлении есть - они нужны в приобретении очень важных технических профессий.
А лично мне д а р о м  н е  н а д а))))) Гы-хы))

0

19

Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит (с) М.В. Ломоносов.

PS А зачем обывателю калькулятор? Негра можно заставить кнопки нажимать...

Отредактировано skroznik (2017-04-25 14:50:55)

0

20

https://cs540103.userapi.com/c540102/v540102299/452a2/tji_xKZG-Co.jpg
https://cs540103.userapi.com/c540102/v540102299/4529b/sWtDEUUEcbg.jpg
https://cs540103.userapi.com/c540102/v540102299/452cc/6dGtnQTeA5Y.jpg
https://cs540103.userapi.com/c540102/v540102299/452be/t5XhJ0oc1hA.jpg
https://cs540103.userapi.com/c540102/v540102299/452b0/BrnCDmlNPVg.jpg
https://cs540103.userapi.com/c540102/v540102299/452a9/M6sM1kivrEQ.jpg
https://cs540103.userapi.com/c540102/v540102299/452c5/GDAwYQRKzdw.jpg
https://cs540103.userapi.com/c540102/v540102299/4528d/x2uiIgRAJlI.jpg

0

21

Еще одна хорошая подборка старых учебников
https://vk.com/topic-101902578_33669989

http://kobstavinfo.ru/info/lib/57-stary … bniki.html

0


Вы здесь » ПолитФорум ватников России и зарубежья » Курилка » Советская школа (воспоминания, учебники и пр)