ПолитФорум ватников России и зарубежья

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Родные просторы

Сообщений 31 страница 47 из 47

31

Москва, Кострома, Тверь: что на самом деле означают эти слова

https://d.radikal.ru/d00/1808/4c/9f276b82c978.jpg

В России много местных названий, которыми мы пользуемся постоянно, но ничего о них не знаем. Москва, Тверь, Кострома, Онега – древность этих топонимов не вызывает сомнения, но связи с русскими словами нет, они нам совершенно непонятны.

Москва
«Москва» - какое еще название может быть более на слуху в России? Это и крупная река, и центр объединения русских земель, и столица, и даже в прошлом название Русского государства (Московия). Но именно об этом топониме нам практически ничего неизвестно.

Первое упоминание о Москве датируется 1147 годом, он же считается и годом основания города, хотя на тот момент здесь уже существовало укрепленное славянское поселение. Именно там 4 апреля состоялась встреча суздальского князя Юрия Долгорукого с северским князем Святославом Ольговичем, по инициативе первого: «приди ко мне брате в Москов».

Из письменных источников нам известно, что название реки Москва предшествовало названию поселения. В некоторых памятниках город Москва даже упоминается как «на Москве», то есть, «город на Москве-реке». Загадка заключается лишь в том, откуда пошел этот гидроним, какое жившее на этих территориях племя дало реке это название и почему.

Самая первая версия гласила о финно-угорском происхождение «Москвы». Местные поселения дьяковской культуры раннего железного века свидетельствуют о том, что здесь когда-то проживали племена, говорившие на языке финно-угорской языковой семьи. Приверженцы этой гипотезы считают, что гидроним делится на два компонента: «моск» и «ва». Со вторым все ясно – он на всех финно-угорских языках значит примерно одно: вода, река, влажность. А вот с «моск» все сложнее. Его можно связать со словом языка коми «моска» - корова, телка, или с мерянским «маска» - медведь, а если с «ва», то медведица. Так что, по финно-угорски, «Москва» значит либо «Коровья река», либо «Медвежья».

За финно-угорской гипотезой последовала ирано-скифская. Академик Соболевский в начале XX века высказал предположение, что «Москва» происходит от авестийского слова «ама»(сильный) и означает «быстрая река». Впрочем, скифы на этих территориях никогда не жили, да и течение у реки не такое уж и быстрое.
В последнее время широкое распространение получила славянская гипотеза . Согласно ей, Москва до XIV века звалась славянским «Москы» со значением: «вязкая, топкая, сырая, болотная». От этого же корня происходят слова: «промозглая, мозглая погода». Схожее название имеют и некоторые другие реки Европы: Moskawa в Польше и Германии; Московка — приток реки Березины и так далее. Эта версия подтверждается еще и тем, что в верховьях Москвы-реки всегда было много заболоченных участков. Возможно, название пошло именно оттуда.

Тверь
Город Тверь, ровесник и бывший соперник Москвы по объединению вокруг себя русских земель, тоже тщательно хранит загадку своего имени. В летописях, кстати, оно сильно отличается от современного нами топонима, и звучит как «Тъхверь» или «Тьхферь». Первую попытку разгадать его секрет предпринял еще в XVIII веке Татищев, связав название со словом «Твердь» в значении «твердыня, крепость».

По другой версии, город получил свое имя от реки «Тверца», так как на основе письменных источников был основан в месте ее впадения в Волгу. А сам гидроним, по одной из версий, взялся все от тех же финно-угорских племен, и означал «блестящая река» от финского корня «Tes» (блестеть), и финского же окончания верь (река). Впрочем, это всего лишь одна из многочисленных гипотез.

Онежское озеро
В ранних русских письменных источниках Онежское озеро упоминается как «Онего» и об его этимологии нам практически ничего неизвестно. Можно лишь предполагать, что название это – очень древнее, первые поселения появились на этих берегах в незапамятные племена, о чем свидетельствуют местные петроглифы и рисунки на скалах.
«Онега – Мегрега — Авнега — Пинега»: общее окончание «eгa» скорее всего, происходит от карельского «jogi» (река). Возможно, это было применимо не только к реке Онеге, но и к озеру. Об этом писали еще известные лингвисты прошлого века – М.А.Кастреп и М.П.Веске, возводившие название озера к финскому «Enojoki», что означает «большая река». Такие топонимы весьма популярны в Финляндии: «Enojarvi» (большое озеро), «Enovesi (большая вода).

По другой версии, в корне «Онеги» - финское слово «auni» (шум, голос). Иначе говоря – это «шумное, бушующее озеро». Но самой убедительной выглядит объяснение, связанное с размерами водоема. По мнению доктора филологических наук Ирмы Муллонен, название озера происходит от саамского «апе» или прибалтийско-финского «anine» - большой, значительный. Каким, без сомнения, и является Онежское озеро.

Каргополь
Название старинного русского города в Архангельской области – «Каргополь» вызывает некоторое недоумение. Сочетание русской сказки и чего-то древнегреческого…

Окончание «поль» в географических названиях обычно имеет древнегреческое происхождение со значением «полис», то есть город. Так, Константинополь переводится как «город Константина», а Адрианополь – «город Адриана». Русские города с названиями, содержащие в себе «поль», например, Севастополь, Тирасполь или Симферополь, получили их в большинстве случаев в царствование Екатерины II и ее внуков, Александра I и Николая I, когда вся Европа переживала увлечение культурой древней Греции.

Но с Каргополем все сложнее. Название появилось задолго до увлечения греческой модой, оно упоминается еще в XV веке, а «поль» в нем означает вовсе не город, а просто «русское поле». Но откуда взялась «карго»? Вопреки первой, возникающей при этом слове ассоциации, лингвисты видят здесь не старую ведьму, а медведя (на финском «каргу») и «ворону» (на тюркских языках «карга»). В этом свете, Каргополь переводится либо как «Медвежье», либо как «Воронье поле».
Существуют и другие версии: на реке Онеге, где стоит Каргополь, словом «карга» называют каменистый берег, заливаемый водой. Немецкий языковед Макс Фасмер также под «карга» понимал «топкое место в лесу», а Даль – «хрящеватое, ровное дно озера». Что есть, то есть – болот и топей в окрестностях Каргополя хоть отбавляй.

Кострома
Интересная история с этимологией названия «Костромы». С одной стороны – все вроде бы ясно, опять топоним пошел от реки, на которой стоит город. Но не все так просто.

«Костра» в восточнославянских диалектах обозначает солому для сжигания. Из нее изготавливалось чучело языческой богини Костромы – богини плодородия у древних славян, которую здесь еще с языческих времен «хоронили» во время летнего обрядового цикла, дабы увеличить урожай следующего земледельческого сезона. Этот обряд натолкнул лингвиста Фасмера на мысль, что название города Кострома прочно связано с этим языческим ритуалом. Впрочем, версия не выдерживает критики – богиню хоронили не только в Костроме, а наличие здесь древнего значимого капища, которое могло бы дать название поселению или реке, не подтверждается.

Существует еще одна версия, ведущая начало от финского «kosto» — месть и «maa» — земля. В этом переводе, Кострома означает «земля возмездия». Правда, кому это возмездие предназначается и за что – неизвестно.

0

32

Все о новом автобане Казань – Москва: куда «воткнут» мост за 54 миллиарда?

«БИЗНЕС Online» выяснил, как по РТ пройдет платная автострада — часть трассы для товаров из Китая, о которой столько лет грезил бизнесмен Фоат Комаров

В рамках одного из путинских нацпроектов уже в 2024 году должен быть достроен российский участок коридора Европа — Западный Китай. Как выяснил «БИЗНЕС Online», через Татарстан пройдут 133 км трассы, которые обойдутся примерно в 121 млрд рублей. Между тем до последнего была опасность, что «Новый шелковый путь» минует республику, а поставленные сроки уже сейчас вызывают большие сомнения.

Из Казани в Москву за 6,5 часов
Новой трассе Москва – Казань окончательно дан зеленый свет. Ее строительство предусмотрено комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, который в начале октября утвердил президент РФ Владимир Путин. План этот разработан в соответствии с очередным «майским указом», так что проект — в числе главных приоритетов страны.

Новая дорога — это часть транспортного коридора Европа – Западный Китай, который по масштабу замысла часто сравнивают с Суэцким каналом и тоннелем под Ла-Маншем.
Общая протяженность коридора — 8,4 тыс. километров. Время в пути — 10 суток. По морю, как сейчас и идет основная торговля, надо плыть 24 тыс. км и 45 суток, так что выигрыш по времени — в первую очередь для китайских товаров — очевиден. Есть еще Транссиб, дорога по которому занимает 14 суток, но он больше ориентирован на потоки из северной части Китая, тогда как новый — на юго-восточную.

А что для простого автомобилиста из Татарстана? Как ожидается, путь от Казани до Москвы сократится вдвое — с нынешних 12 до 6,5 часа. Этим плюсы для татарстанской экономики, конечно, не исчерпываются. Во-первых, местные производители тоже смогут использовать торговый путь для своих товаров — например, рынок сбыта сельхозпродукции в Азии необъятен. Во-вторых, у региона будет возможность заработать на придорожном сервисе — в конце концов, фурам надо заправляться, а мы как раз пару НПЗ построили. И так далее.

Первые соглашения о «Новом шелковом пути» были подписаны еще в 2008 году. С тех пор китайский и казахский участок уже достроен, а российский воз и ныне там. Протяженность нашей части — 2,3 тыс. километров. Она, в свою очередь, состоит из участков, каждый из которых можно назвать отдельным проектом. Первый — от Санкт-Петербурга до Москвы (573 км). Второй — интересующий нас автобан Москва – Казань (729 км) — пройдет между уже действующими М-7 «Волга» и М5 по территории Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашии, Мордовии, Ульяновской и Самарской областей и Татарстана, где закончится стыковкой с 325-километровой дорогой Шали – Бавлы, которую в инициативном порядке строит Фоат Комаров, а точнее АО «Автострада», дорожно-строительное подразделение принадлежащего ему АО «СМП-Нефтегаз».

Длина татарстанского участка трассы — 133 км, рассказал «БИЗНЕС Online» замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин. Трассировка уже корректировалась два раза и сейчас известна в общих чертах. Дорога войдет в республику в Кайбицком районе и проляжет по территории Апастовского, Верхнеуслонского, Камско-Устьинского, Лаишевского и Пестречинского районов. Пересекая федеральные трассы Казань – Буинск – Ульяновск (Р-241), Казань – Оренбург (Р-239), мимо Никольского и Кирби она выходит на вышеупомянутую дорогу Шали – Сорочьи Горы.

В ходе детальной планировки трассы проектировщикам предстоит «обойти» населенные пункты, особо охраняемые территории, скотомогильники, ЛЭП, газопроводы. «Например, если у какого-то поселения зона отведена под развитие, будем ее обходить, — заверил замминистра. — Нет задачи проложить дорогу посередине населенного пункта, наоборот, поставлена задача минимизировать затраты, да я бы и не сказал, что на пути трассы есть особая застройка». Уже сейчас, на этапе «рисования» по карте, заинтересованные татарстанские министерства и ведомства внесли свои правки. При более глубоких изысканиях их число будет только множиться.

Где построят мост через Волгу?
Ключевое для Татарстана приобретение — новый мост через Волгу, который станет дублером Займищенского моста.

«Это опасно, когда один мост, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ бывший директор института „Транспроект“ Александр Федоров. — Если с нынешним что случится — все, Казань отрезана. Плюс получаем новый обход столицы РТ, а то нынешний объезд по М-7 скоро совсем превратится в городскую дорогу».

Для перехода через Волгу рассматривалось три варианта, сообщил Чукин. В итоге выбрали место в 44 км от нынешнего моста — неподалеку от села Кзыл-Байрак на территории Верхнеуслонского района. Ширина реки в этом месте — 2,5 км, строительная ширина моста — 3,32 километра. Путь через этот мост на другую сторону Волги предпочтут те, кто живет, к примеру, в Приволжском районе Казани, отметил замминистра. Надо ли огорчаться, что мост находится не близко от столицы? «В Казани не хватает загазованности и пыли? — иронизирует Комаров. — Это международный коридор, а не городская автодорога. Она должна проходить в 50–60 километрах от крупных населенных пунктов».

«Если строить не для показухи...»: Бетонка или асфальт?
По словам Чукина, новая трасса будет четырехполосной — примерно 200 м вместе с придорожной полосой. Ей присвоена категория 1Б, то есть это магистраль без пересечений на одном уровне, но с возможностью светофорного регулирования. Расчетная скорость движения — 120 км/ч.

Немаловажный вопрос: не предполагается ли сделать трассу цементобетонной? «Это было бы хорошее решение», — отметил замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ, но уточнил, что пока разговоров о типе покрытия не ведется. Именно этот пункт представляется особо важным. «Есть один момент, который дорожники почему-то не учитывают или об этом не говорят, — отмечает исполнительный директор ООО „Реверс“, НП „Логистика и автоперевозки Татарстана“ Сергей Сотников. — При повышении скорости увеличивается динамическая нагрузка на дорогу, при нынешних наших строительных ГОСТах дорога не выдержит таких нагрузок — нет соответствующих технологий и материалов.

Если же все-таки хотим строить, то это должна быть цементобетонная дорога, иначе межремонтный интервал — 12 лет — выдержать не удастся, опять скажем, что грузовики рушат дороги».
Заведующий кафедрой технологии строительных материалов, изделий и конструкций КГАСУ Вадим Хозин тоже уверен, что дорога должна быть только цементобетонной: «Сейчас даже сметная стоимость полотна из цементобетона и асфальтобетона примерно одинаковая. Но долговечность первого в наших условиях — 25 лет, а второго — 3–5. Поэтому, если строить дорогу не для показухи, нужен цементобетон. Проблем с материалами сегодня нет — мы можем любой сделать. Есть производительная техника. Это главный строительный материал во всем мире. Китайцы за 5 лет построили 43 тысячи километров цементобетонных дорог, у нас же в силу консерватизма и страшного уровня коррупции ничего не строят, хотя решение и было принято». Все трудности и разговоры о дороговизне цементобетонных покрытий надуманные, уверен Хозин.

Сколько будет стоить и кто заплатит?
Проект предполагается реализовать в форме государственно-частного партнерства, оператором которого выступает госкомпания «Автодор». Как ожидается, доля частных инвесторов составит не менее 30–40%, остальную часть профинансирует федеральный бюджет. Вложений ждут в первую очередь от китайцев, у которых создан специальный фонд развития Шелкового пути. Еще в 2015 году «Автодор» подписал меморандум о сотрудничестве с Банком развития Китая.

Ориентировочная стоимость всей российской части транспортного коридора — 1,5 трлн рублей,
в том числе трасса Москва – Казань обойдется примерно в 650 миллиардов. Татарстанский же участок — в 121 млрд рублей: 67 млрд — сама дорога, 54 млрд — переход через Волгу, остальное — искусственные сооружения (а их предполагается достаточно большое количество, например мосты через малые водные преграды, пересечения с инженерными коммуникациями). «Но пока все цифры достаточно условны, — предупредил Чукин. — Проработано технико-экономическое обоснование — и на данный момент это все».

Впрочем, эксперты уже выражают скепсис. «Для 133 километров дороги с мостом указанной суммы недостаточно, — полагает Комаров. — Простые расчеты говорят, что только на перевозку инертных материалов для строительства одного километра дороги потребуется 45 миллионов рублей. Цены на все растут невероятно».

Трасса будет платной. Как будет взиматься плата и какой она будет по размеру, определится позже, говорит Чукин. Тарифы могут быть фиксированными и переменными. В Татарстане опыта эксплуатации платных дорог до сих пор не было, но в целом по России это достаточно хорошо отработанная вещь. Стоимость проезда определит правительство РФ.

Успеют ли к концу четвертого срока?
Срок реализации мегапроекта установлен директивно — к 2024 году, как и все проекты «майского указа». Но сойдется ли политический календарь с технологическим? 15 октября Счетная палата РФ под руководством Алексея Кудрина выдала диагноз: если делать по уму, успеть невозможно. Дело в том, что проектно-сметную документацию по таким крупным объектам в среднем готовят в течение четырех лет, за это же время получают положительное заключение государственной экспертизы. Затем еще примерно год или полтора выбирают подрядчиков, а строительство занимает 7 лет. «Таким образом, существуют значительные риски выполнения всего комплекса работ до конца 2024 года», — говорится в заключении.

«2024 год — это очень быстро, — замечает Чукин, хотя он и более оптимистичен в оценке сроков проектирования. — Только на проектирование и экспертизу понадобится минимум полтора года». Бывший главный инженер «Каздорстроя» Ринат Шафиков в беседе с «БИЗНЕС Online» припомнил, что о коридоре до Китая говорят уже не один десяток лет:

«Про эту дорогу еще с 80-х слышу, ее тогда называли Пекинкой (от Москва — Пекин), но мы сегодня трассу Казань — Челны кое-как закончили, по крохам деньги давали. Так что это дело не ближайшего будущего».
Комаров же полагает, что при желании можно построить и к 2025-му: «Если поставить задачу, проблемы нет. Производственные возможности России достаточно серьезны. Крымский мост же построили, а ведь никто не верил, что он будет».

А может лучше привести в порядок М-7?
Между тем перевозчики, которым и придется платить за проезд по новой трассе, восторга не испытывают.

«Не могу понять смысл строительства второй дороги между Москвой и Казанью, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ исполнительный директор транспортной компании „КазаньАвтоТранс“ Ирек Сулейманов. — Это все равно что между Казанью и Зеленодольском сделать еще одну трассу и сказать, что она будет лучше, чем первая. Лучше бы привели в порядок М-7, да она фактически уже приведена в порядок — в Татарстане осталось доделать челнинский участок, и в республике она станет идеальной, а потом и другие регионы подтянутся. Да и вся инфраструктура — заправки, стоянки и так далее — на М-7 уже действует, люди привыкли по ней ездить».

С этой точкой зрения согласен Сотников. «Количество транспорта не увеличится кратно, — указал он в беседе с „БИЗНЕС Online“, — поэтому можно просто модернизировать М-7: сделать объезды от населенных пунктов, сделать минимум по три (а лучше — четыре) полосы в одном направлении. И с какой целью строится новая трасса? Соединить Европу и Китай? То есть развивать чужие страны? Если рассчитывают на грузопоток, то его надо элементарно просчитать, но об этом почему-то никто не говорит, не называет конкретных цифр. А если китайцы посчитают, что пользоваться этой дорогой невыгодно? Плюс есть потенциал развития у направления Китай – Индия – Иран – Астрахань – Москва. Получается, мы потратим много денег непонятно для кого и для чего, дорога останется незагруженной. Надо прежде всего развивать собственную территорию, а потом думать обо всем другом.

Чью экономику мы хотим развить благодаря этой дороге — нашу, чужую — или просто есть задача триллион рублей освоить и мы придумали самый простой способ?
Абсолютно новая дорога — это очень затратно, окупаемость проекта не видна. Не вижу трафика для того, чтобы сделать данную дорогу окупаемой. Построим, а потом инвестор скажет: рассчитывали на один трафик, а его нет. Есть такое понятие, как выпадающие доходы, кто их будет покрывать? Думаю, создаем дополнительную кучу проблем. Львиную долю вкладывает государство, а не инвестор. И я пока вижу, что основной интересант — дорожные строители. Тех средств, которые государство планирует вложить в новую дорогу, за глаза хватит на модернизацию М-7, никакой платности не понадобится — все в виде налогов вернется».

С мнением о том, что достаточно модернизировать М-7, категорически не согласен Комаров: «Вы когда-нибудь квартиру ремонтировали?! Вдоль старой дороги построено столько инженерных коммуникаций, что переустройство влетит в копеечку».

Другие аргументы против включения М-7 в транспортный коридор приводил предправления «Автодора» Сергей Кельбах. По его словам, трасса проходит через города, а ее параметры не соответствуют требованиям к скоростной автостраде. Кроме того, она безальтернативна, а значит, по закону ее нельзя сделать платной. Добавим, что если планы по перехвату грузопотока из Китая в Европу оправдаются, то M-7 попросту будет парализована. К слову, уже появились утечки, что, возможно, новую трассу вообще изначально адаптируют к скоростному движению беспилотных автопоездов.

Как объехать "Меридиан"?
Надо сказать, что одобрение на уровне Путина маршрута Казань – Москва в Татарстане встретили вздохом облегчения, ведь наряду с «Автодором» свой проект коридора между Китаем и Европой усиленно продвигает группа «Меридиан» (совладельцы — бывший зампред «Газпрома», экс-президент «Стройтрансгаза», член совета директоров РЖД Александр Рязанов и его партнер Роман Нестеренко). Конкурирующая трасса идет в обход республики, через Самару, Саратовскую область, Ульяновск, Пензу, Орловскую область с выходом на Смоленск и Беларусь. Главным аргументом в пользу меридиановского варианта были заверения в том, что дорога будет построена исключительно за счет частных денег. Правда, уже тогда эксперты указывали на то, что декларируемая «Меридианом» стоимость километра в 70–150 млн рублей нереальна — нужно не менее 300 миллионов.

Единственное, о чем просили инициаторы «Меридиана», — это не строить альтернативную дорогу через Татарстан до тех пор, пока их проект не окупится. И на первых порах все получалось — в 2016 году правительство РФ официально признало проект ответвлением транспортного коридора Европа – Западный Китай. Разумеется, руководство республики демонстрировало крайнюю обеспокоенность.

«Все время появляются какие-то новые проекты, начинается торг — где это будет», — констатировал президент Татарстана Рустам Минниханов. А на последней коллегии минтранса РТ в конце января 2018 года министр Ленар Сафин уже прямо обратился к тогдашнему главе минтранса России Максиму Соколову: «Очень много чего происходит на фоне обсуждения альтернативных маршрутов. Просьба — поддержать, чтобы путь пролегал через Татарстан».

Соколов пообещал, что планы «экзотических маршрутов» в обход РТ не пройдут, однако вскоре (в мае) лишился министерского портфеля, интрига осталась незавершенной.
В итоге в марте строительство «Меридиана» официально стартовало без каких-либо гарантий — на страх и риск самих инвесторов. Комаров полагает, что вряд ли стоит говорить о какой-то победе над другим проектом или о возникающей между ними конкуренции. «Дорог в России никогда слишком много не будет: сколько бы ни строили, не хватает, — отметил он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Поэтому „Меридиан“ абсолютно не конкурент. В конце концов, он идет южнее и пересекает другие регионы». Наш собеседник добавил, что «Меридиан» впоследствии может принять поток индийского направления — создание коридора Индия – Иран – Россия сегодня активно обсуждается.

Главным аргументом против «Меридиана» стало как раз то, что он проходит по второстепенным для России экономическим центрам, минуя в том числе и Москву. Татарстанско-нижегородский же маршрут еще и открывает перспективу на дальнейшее ответвление до Екатеринбурга. Есть и геополитические соображения — заканчиваясь в Питере, дорога выходит к морю, а путь через Беларусь упирается в «буферные» страны — Прибалтику, Польшу и Украину, которые могут и перекрыть движение в угоду США.

Свою роль сыграл и построенный «упертым» Комаровым 300-километровый участок трассы Шали – Бавлы (перемычка между федеральными трассами М-7 и М-5). Еще три года назад в то время полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич констатировал, что в Татарстане, Башкортостане и Оренбургской области в создание автомагистралей, которые рассматриваются в качестве отрезков коридора, уже выделены значительные средства: «Мы не имеем права неэффективно распорядиться вложенными ресурсами». Как сообщил «БИЗНЕС Online» сам Комаров, всего он инвестировал в дело 23 млрд рублей, еще 1,3 млрд выделил Татарстан.

«Работаем, исходя из своих возможностей: есть рубль — вкладываем, есть три — вкладываем», — говорит бизнесмен. Рассчитывает ли компания, учитывая нынешние решения по коридору, на какую-то финансовую помощь (на завершение дороги требуется 50–60 млрд рублей)? «Думаю, в ближайшие два-три года никаких подвижек по нашей дороге не будет, — полагает Комаров. — Финансирование нашего отрезка начнется, только когда появится определенная завершенность с участком Москва – Казань».

Тимур Латыпов

0

33

Моя большая незабываемая командировка в Вынгаях в 2003 году.
Незабываемое. Неописуемая красота. Только я туда приехал на второй день лета.........

+1

34

Вниз по Ветлуге.

Много фото природы.

https://zen.yandex.ru/media/rekaozeromo … ;from=feed

0

35

По реке Серёжа через Муромские леса.Октябрь 2018г.
Осень пожалуй самое лучшее время года,особенно на реке!

Осень в этом году щедра на солнечные и тёплые деньки! Как же можно упускать такую возможность? Середина октября.Давно пора в путь!

https://zen.yandex.ru/media/rekaozeromo … ;from=feed

0

36

Закат, просто вчерашний предзимний закат в деревне
https://d.radikal.ru/d38/1811/63/ac062c76acdc.jpg
Река встает. В это время она звенит. Льдинки все время задевают припай
https://b.radikal.ru/b26/1811/53/8c4137ab9352.jpg
Бобры готовятся к зиме, жрут, как не в себя
https://a.radikal.ru/a21/1811/6e/a9ff3e4c0e7c.jpg

Отредактировано Москвич (2018-11-19 18:40:02)

0

37

Тайна битвы на реке Сить 1238 года . Что нашли на месте боя?
В тверских и ярославских лесах исчезает история русско-монгольской битвы

https://b.radikal.ru/b05/1811/e3/aa77fd021be1.jpg

Вся река Сить по берегу наполнена костями.Вода вымывает крестьянству черепа, остатки оружья.Повсюду видимы следы грандиозной и древней баталии.Земля на берегах изрыта бугристыми холмами могил и курганов в 8 м высотой

Так описали картину первые археологи, прибывшие на р. Сить в середине XIX века

Ситская битва 3-4 марта 1238 года стала последним сражением Древней Руси. Битва определила дальнейший ход нашей истории. Но она же была забыта. Забвение стерло все ее следы. И 200 лет историки спорят о 3-х версиях сражения.

Тверь и Ярославль оспаривают друг у друга кому принадлежит Ситская битва. Одни считают, что битва прошла на восточном низовье Сить в ярославских землях. Другие, что в тверском верховье реки на западе.

https://a.radikal.ru/a14/1811/a6/4bc2f61a05aa.jpg
основные захоронения и артефакты найденные в XIX -XX вв. восток - право, запад-лево
основные захоронения и артефакты найденные в XIX -XX вв. восток - право, запад-лево
И там и там, стоят советские памятники героям и строятся маршруты для туристов. А третьи историки считают, что битва шла на всем протяжении реки. Моя история Ситской битвы, кстати, выстроена на ней.

Мало кто ударил и пальцем, чтобы спасти свидетельства прошлого. А сейчас вообще никому нет дела...
Есть летописи, где сообщается о битве и участниках с обеих сторон. Есть добровольцы - энтузиасты. А больше. Никому она не нужна. XX век стирает все следы боя на речных берегах. Давайте посмотрим, что вообще нашли.

Поле битвы
В 1853 году ярославский краевед Преображенский, нашел могильные курганы и остатки укреплений древних армейских станов на востоке Сити. На левом берегу, « верстах 12-ти от с. Покровского, а в прямом направлении от реки Сити верстах восьми», им были обнаружены невысокие насыпи.

Причём опрошенные крестьяне соседних деревень указывали, что «прежде от насыпи до насыпи приметна была небольшая канава. Так что насыпи с канавой образовали продолговатый четвероугольник».

Речь видимо о форте, который соорудила одна из княжеских ратей
Кроме того, тоже на левом берегу Сити, « верстах в двух от села Покровского», краевед нашел « земляной вал длиной более 15-ти сажен, высотой до трёх и около семи сажен в подошве».

https://c.radikal.ru/c09/1811/b3/d2f56b73deb0.jpg

в начале XX в. курганы захоронений русских воинов были живы и почитались. видите даже фонарь был в тверской деревне.Такой модный фонарь и в самой Твери сегодня не сыщешь
Местные жители рассказывали А. Преображенскому о находках в вале и около него « человеческих костей и старинного оружия».

Следующим был знаменитый зоолог и краевед Сабанеев в 1866 году. Уже на западе р. Сить он нашел такие же курганы у села Боженка и раскопал их...
Большая часть из найденных им курганов была уже раскопана. Оставшиеся подтвердили следы сражения. Некоторые скелеты были обнаружены разрозненными, конечности их были отделены ещё до погребения.

На многих «очень ясно видны следы холодного оружия; у некоторых кости перерублены, у других черепа несут ясные следы сильных проломов и разсёков. У третьих между рёбрами находили перержавевшие лезвия небольших железных ножей».

Боевое значение курганов Сабанеев подтверждал и тем, что при костяках было мало вещей, а часть раскопанных курганов «принадлежит татарам». Часть захоронений курганов имела неправильную ориентировку, обычную при поспешно погребении в зимних условиях. Подобное явление отмечено при раскопках кладбища жертв монгольского погрома в Старой Рязани.

Забвение
После них глухое место Ситской битвы ученых и власть не привлекало. Только в 1933 году сюда попал отряд Средневолжской археологической экспедиции АИМК. Он отметил факт массового уничтожения могильных курганов распахиванием колхозов и крестьян. А в нетронутых, обнаружил оружие XII-XIII веков. Был еще писатель Ян, готовивший своего «Батыя». Это все. А копатели продолжали уничтожать наследие России.

https://c.radikal.ru/c43/1811/fa/1587a161f950.jpg

Троицкий храм 1798 года в память о героях сегодня, с. Красное (deni-spiri.livejournal.com)
Местные крестьяне находили трофеям применение: кузнецы изготавливали из клинков серпы да ухваты. Доспехами оковывали телеги и бадьи. Вплоть до 1990-х годов хранились в домах старинные сабли, найденные в этих местах. А потом - были проданы или сданы ломом в обмен на бутылку.

Но русская земля пыталась что-то спасти, выбрасывая следы потомкам
В 1960 году в местной газете «Вперед» вышла заметка. «Плуг колхозного трактора в Ивановской, выгреб братское захоронение с 30 черепами, остатками кольчуг, топоров и мечей». Долго ходила молва о найденном известняковом камне в Юрьевском.

https://d.radikal.ru/d22/1811/67/d646f9de5956.jpg

Сить обмелела. Сложно представить, что под ее лед ушли сотни русских и татар
Так местные называли могильную плиту XIII в. с древнеславянской вязью. Издревле лежавшую на месте первого захоронения великого князя Юрия Владимирского.Тело оттуда перевезли во Владимир вскоре после боя, в память поставив эту плиту. Была расколота и утеряна потомками.

Следы прошлого
Уцелела только память древнего народа, которую ни украдешь, не уничтожишь. Например, место гибели в Юрьевском великого князя известно благодаря старикам. По древнему обычаю они молились в часовенке на этом месте - князю Юрию. Сохранились и немые свидетели сражения - древние названия ситских деревень. И молва, их поясняющая.

https://a.radikal.ru/a43/1811/5c/cfa835c34f98.jpg

последние следы былого величия брошены. И тихо умирают (deni-spiri.livejournal.com)
Рубцово, Красное - здесь была яростная схватка. Станилово - стоял великокняжеский стан. Шестихино — там полегли шесть ханов. Раменье, а раньше Раненье — тут был ранен князь. Добрыни — здесь полегли русские дружины. Кой — стойбище пришельцев. Задорье — где будто бы началась битва (задорились войска). Могилицы - место, где пало много русских воинов и над ними были насыпаны курганы. Прощеный ручей, Княжий холм, Ситцев овражек...Все имеет свою историю

Половины этих ситских деревень уже нет. Только имена на карте. Поросли бурьяном дороги, ушли в болото погосты. А в советскую эпоху героям поставили памятники. С тех пор ничего не делается.Красят иногда.

https://a.radikal.ru/a12/1811/84/b9d67f19d470.jpg

В 1972 году открыли эту мемориальную стелу у села Божонка Тверской области
На ней написано: «Здесь 4 марта 1238 года на берегах реки Сити произошла битва русских с войсками монгольского завоевателя хана Батыя». А позади. Смотрит на нее храм XIX в. в честь князя Юрия Владимирского и его воинов.

Выбитыми глазницами окон, заросший травой, без куполов.

послушай-------------

по теме: Заволжский оборонительный вал

Нашествие Батыя на Русь: Пролог глава I Точка удара I глава II Битва на границеIглаваIII Простой человек I глава IV Пронск глава V Оборона Рязани I глава VI Евпраксия Рязанская I глава VII Евпатий Коловрат I глава VIII Перед ударом I глава IX Битва под Коломной I глава X Яростная МоскваI глава XI Монахи Суздаля I глава XII столица Владимир I глава XIII Как монголы брали города I глава XIV Cудный день Севера I глава XV Иван Стародубский I глава XVI Переяславль-Залесский. Огненная сотня I глава XVII Муки Ярослава Новгородского I глава XVIII Битва на реке Сить I глава XIX Раскопки Сить

+1

38

Под Москвой откопали некрополь возрастом 4500 лет
В Истринском районе Подмосковья обнаружен некрополь, принадлежащий носителям фатьяновской культуры, первым скотоводам и земледельцам на Русской равнине.

Найденные при раскопках предметы быта датируются 2600–2500 годами до н. э., сообщает «Российская газета». Некрополь нашли сотрудники института археологии Российской академии наук, когда исследовали территорию частной школы. При раскопках обнаружены боевые и ритуальные топоры, наконечники дротиков, ножи и погребальные сосуды.

Находки в прекрасном состоянии, хоть и считаются очень древними, они ровесники пирамид Хеопса и золотоносных царских гробниц Ура в древней Месопотамии. Как утверждают ученые, фатьяновские захоронения являются самыми древними памятниками эпохи бронзы на территории Подмосковья. А еще это самые редкие находки, в предыдущий раз подобные предметы находили более 25 лет назад. Еще более редкая находка была сделана в подмосковном Зарайске в ноябре: археологи обнаружили череп мамонта и артефакты возрастом 23 000 лет.

0

39

Сегодня в Кашире была по делам.  Городок между прочим 1356 гр.
большая часть Кашира застроена частными благоустроенными домами, часть пятиэтажками хрущёвками. А центральные улицы все сплошь малоэтажные и интересные. Встречаются часто ещё домики с наличниками как на фото. Но крыша все испортила.

https://b.radikal.ru/b01/1902/0a/d29e88622cee.jpg

0

40

NiJEGOROD
Спасибо вам за фото
И тексты и ваше видео. Посмотрела!

0

41

Машинка радует?

0

42

Мои путешествия по работе.

Моя  командировка в Вынгаях в 2003 году.
Незабываемое. Неописуемая красота. Только  туда мы приехали с моим братом на второй день лета .........

Мы с братом только что вначале июня  приобрели в Германии свой первый тягач и шторный полуприцеп, нашу первую большую машину и нам практически сразу предложили рейс на Севера, в сторону Северного Ледовитого Океана.
По карте если смотреть, то выглядит фантастично.
Время было лето и мы только что вернулись из Краснодара и нам предстояло везти негабаритный груз, двух этажное крыльцо для строящейся на месторождении здания гостиницы.
Первая незабываемая поездка на Севера, к Северному Ледовитому Океану, она казалась для нас прогулкой и развлечением и собрались, сильно не заморачиваясь, как два городских лоха, как на курорт, взяв только почти пляжную одежду - шортики маечки и трико с рубашечкой, не подозревая, куда мы едем.
Люблю путешествовать и по этому я выбрал работу водителем. Едешь по бескрайним просторам нашей страны и перед тобой мелькают города, люди, леса, реки, горы  и удивляешься бескрайними просторам нашей Родины, её красотой.
Прошли Казань, Ижевск, Екатеринбург, Тюмень.
Видели бездарную безнаказанность Юкоса, когда нефть по обочинам дорог течет полноводными реками.
Подъезжая к Пыть Ях, мы стали что то подозревать, потому что вечера стали прохладные и гнус появился, но нам все нипочем, у придорожных продавцов купили  детского спрея от комаров и мошек под названием рекламы "потому и не кусают" и мази  и довольные и гордые двинули дальше вверх по меридиану.
На повороте на Ноябрьск кончилась асфальтовая федеральная дорога , а за шлагбаумом, начиналась частная, по спец пропускам.
Так как мы везли груз для газового месторождения,нам был заказан и оплачен пропуск и мы двинули за ним в город Ноябрьск, отцепив полуприцеп на легке тягачем. 
Интересно было познакомиться с красивым городом и его жителями, видели местного аборигена всего в золоте, увешанного им , как новогодняя ёлка, посовещавшись с братом мы решили, что это местный начальник родовой земли.
Пообедав шашлычком из оленины мы выбрали место стоянки в 100 метрах от города и стали ждать захода солнца, что бы лечь отдыхать.
Наивные.
21 час солнце стоит.
В 23 часа солнце на горизонте. Через час я скромно выдавил  догадку вспомнив чему учили в школе: по моему солнце не зайдет, здесь летний день на пол года.
Закинув на кабину покрывало, что бы притушить свет, так как в машине занавески были, а полозьев для них почему то нет, мы потом их отдельно заказывали из Германии, задремали .
С 8 часов в понедельник я стоял у двери в запертый кабинет и ждал инспектора, который заведовал пропусками на проезд автомобилей с негабаритом.
В 13 часов он появился, сильно удивился, увидев как я отираюсь у его двери в кабинет, сказав что он случайно зашел на работу, так как пропуска он выдает по четвергам и почему нас об этом не предупредили.

На частной территории газовиков , как и у нефтяников сухой закон.
Пропуск получили и двинулись по дороге из бетонных плит к  конечной цели нашего маршрута, разузнав что где то за Муравленко, не доезжая Тарка Сале нам нужно будет повернуть на каком то повороте на право и ехать еще черт его знает сколько.

Куда то мы приехали в какой то поселок, затарились продуктами в магазине и получив указание возвращаться обратно и повернуть на право и мы приедем туда куда нам надо.
После нескольких часов движения мы увидели пролетающий вертолет, знаковое событие для тех мест ,на них там летают большие начальники.
Подъезжая к месторождению очень удивились, как  рабочие ходят строем в кирзачах, робах и перчатках и накомарниках.
Приехав на место выгрузки, нашли строящуюся гостиницу и прораба и главного инженера стройки, это его вертолет мы видели  пролетающего над бескрайней тундрой.
Выйдя нарядные из машины, увидев нас, начальники просто заржали над нашим пляжным видом, сказав нам, что у них второй день лета...
А мы как то сразу увидели и почувствовали такой громадный гнус, что нам поплохело. Гл инженер попросил прораба нас разгрузить сразу, а то мы до утра не доживем, нас местные жители обглодают к утру до костей, а мы гордые, показали спрей от комаров, рассмешив их еще раз, оказалось, что это приправа к нам.
Как часто бывает, не повезло, кран был сломан, требовался большой, на гусеничном ходу, грузоподъемностью тонн на 30 с большой стрелой,  смежники на стройке, утром обещали его подогнать.
Сходили в общежитие строителей, прораб все нам подробно рассказал про стройку, показал что в общаге идеальная чистота, полы сверкают, в тумбочках порядок, за чистотой и санитарией смотрят как в операционной. 
Рассказал об очереди, что бы устроится на работу  она стоит от Москвы и до стройки, что за первый залет человек сразу уезжает отсюда на всегда домой и для него дорога на будущее сюда закрыта.
А проблема с гнусом для нас была не решена и что бы попасть в кабину и с собой не занести гнус, нужно отойти на сто метров от машины и сильно разбежавшись впрыгнуть в кабину успев открыть и закрыть за собой двери кабины, а за тобой гонится туча гнуса.

В 4 часа утра нам робко постучали, а мы не выспавшиеся всю ночь били комариков, которые проникали в кабину каким то невероятным образом.
Меня это крыльцо чуть не прищемило, под него поставили "сваренные двоечником" подставки из 20 швеллера, а одна взял и сложилась по сварному шву и крыльцо поехало на меня, я выпрыгнул из под него, как не знаю.
Быстро зашторили полуприцеп оформили документы и рванули  в сторону дома, подальше от гнуса, туда..... где заходит солнце.

+1

43

NiJEGOROD написал(а):

Машинка радует?

Да, спасибо. Где-то на ветках писала, как зимой поехала на дачу впервые и там через овраг ехала. Преодолела!

0

44

0

45

0

46

По Волге 115 лет назад?

Увеличивающееся с каждым годом количество путешествующих по Волге подало мне мысль издать настоящий путеводитель.

Этими словами начинается "Путеводитель по Волге" А. Безчинского, изданный в 1904 году и содержащий уникальные сведения о Волге, о прибрежных городах и о путешествиях на пароходах того времени.

Приведенные ниже отрывки из путеводителя понравятся читателю, интересующемуся историей путешествий на пароходах по Волге. Они дают представление о том, каким был речной туризм сто лет назад: что-то осталось прежним и в наши дни, а что-то безвозвратно изменилось.

https://a.radikal.ru/a23/2006/37/aac9aecabb34.jpg

С каждым годом Волга привлекает к себе все большее количество путешествующих. В самом деле, трудно указать более счастливое сочетание условий, которое делало бы, как на этой реке, путешествие столь же поучительным, сколько полезным для здоровья и приятным.

Севши на пароход в Твери, путник в продолжение двух недель увидит столько краёв и получит столько впечатлений, сколько ему не довелось получить, быть может, за всю жизнь.

https://b.radikal.ru/b24/2006/5c/23dc65385607.jpg

Другое, также огромное значение имеют поездки по Волге для здоровья, представляя несравненное средство для отдыха и укрепления при переутомлении, малокровии, слабогрудости, расстройстве нервной системы и т. д.

Пребывание на чистом воздухе, сравнительное затишье в окружающей местности вместе с близостью к природе и разнообразием впечатлений успокоительно действует на физические и моральные силы.

https://a.radikal.ru/a01/2006/22/d3515a3c8fb7.jpg

Однако имеются некоторые условия, мешающие спокойствию речного путешествия, главнейшее из них - отчаянные и пронзительные свистки и рев, которые обмениваются между собой днем и ночью встречающиеся пароходы.

Эти отвратительные свистки, конечно, возможно было бы заменить какими-нибудь другими сигналами, менее раздражающими, если бы пароходные компании занялись этим вопросом.

https://c.radikal.ru/c24/2006/1b/f24fb7de475d.jpg

Билеты продаются на пристанях (конторках), на самих пароходах, а в Рыбинске и Нижнем Новгороде - и на вокзалах железной дороги, где багаж со станции железной дороги на пароход перевозится бесплатно.

Кроме того, продажа билетов производится в Санкт-Петербурге, в Москве, в правлениях и конторах обществ, на городских железнодорожных станциях Петербурга и Москвы и т. д.

https://b.radikal.ru/b17/2006/bd/46316551c07e.jpg

На промежуточных пристанях билеты I и II классов начинают продаваться лишь по прибытии парохода, когда выясняется количество свободных мест. Отсутствие берегового телеграфа препятствует получению этих, а равно и многих других сведений легко и заблаговременно.

Пароходные пристани (конторки) в большинстве неудовлетворительны. Помещения для пассажиров тесны, плохо вентилируются. Особенно ощутительны эти неудобства на второстепенных пристанях.

Очень часто из имеющихся двух почти не отличающихся между собой комнат для пассажиров I и II класса одна - I класса - держится на запоре и отпирается лишь для отдельных лиц, по протекции, а все пассажиры I и II классов теснятся в единственной комнате II класса.

https://a.radikal.ru/a21/2006/2d/8c9ee82ffc95.jpg

На "конторках" часто ощущается недостаток питьевой (переваренной) воды. На больших пристанях, особенно же в Нижнем Новгороде, удобств больше. На начальных и пересадочных пристанях можно, взявши билет, поместиться на пароходе заблаговременно, даже накануне отъезда, если пароход у пристани.

У Твери Волга имеет ширину 100 саженей, а например под Симбирском - до 2 верст. Естественно, что в зависимости от ширины и многоводия плесов Волги находятся и размеры пароходов.

https://b.radikal.ru/b37/2006/3f/454b2e986f69.jpg

В этом отношении последние делятся на три категории: 1) на небольшие пароходы, плавающие между Тверью и Рыбинском, 2) пароходы средних размеров на плесе Рыбинск - Нижний и 3) огромные пароходы на плесе Нижний - Астрахань.

Пароходы, плавающие между Тверью и Рыбинском, небольшие и непохожие на тех гигантов "американцев", которые совершают рейсы на нижнем плесе реки.

На больших пароходах среднего и нижнего плеса разница между помещениями I и II классов незначительная, - на малых же пароходах тверского плеса она является довольно резкою: во II классе этого плеса большей частью нет кают-компаний, и сами помещения отличаются и меньшими удобствами и меньшей чистотой по сравнению с помещениями II класса нижнего плеса.

https://b.radikal.ru/b12/2006/b3/2b6c50d286d3.jpg

К общим неудобствам тверских пароходов следует отнести нахождение пассажирских помещений под палубным балконом, вследствие чего ходьба на балкон и особенно нагрузка и выгрузка товаров происходят над головой пассажира, причиняя ему часто, даже ночью, беспокойство.

Кроме того, на палубе тверского парохода нет защиты от ветра, в то время как на пароходах среднего и нижнего плеса всегда можно укрыться от него, смотря по его направлению, либо на правом, либо на левом балконе палубы.

В виду сказанного лица слабонервные, желающие возможно большего покоя, лучше сделают, если начнут поездку по Волге от Рыбинска, откуда начинают ходить трехэтажные пароходы.

https://b.radikal.ru/b22/2006/9f/5b3061566402.jpg

Но тому, кого не затрудняют указанные неудобства, мы усердно рекомендуем начать поездку по Волге именно с тверского плеса, потому что тогда он получит полное и цельное представление о величайшей реке России и Европы и только тогда он познакомится с колыбелью русской истории и русского быта.

https://c.radikal.ru/c31/2006/a4/6459c7171bfc.jpg

Правда, тверской плес однообразнее пейзажами и природой, нежели средний, но он все же прекрасен, а ознакомление с этой древне-русской землей, с ее обликом, ее историческими местами, ее современным культурным и экономическим состоянием не может не привлекать культурного человека, любящего родную землю и желающего познакомиться с нею.

В частности уже ради посещения Углича стоит совершить поездку по тверскому плесу.

В верхнем плесе в середине лета часто вследствие наступившего мелководья пароходное движение прекращается на неопределенное время.

https://c.radikal.ru/c30/2006/bd/f52e7b8bea06.jpg

Главнейшие пассажирские пароходства на Волге следующие: общество "Кавказ и Меркурий", компания "Надежда", общества "По Волге" и "Самолет", последнее - единственное пароходство, содержащее рейсы от Твери до Астрахани. На плесе Тверь - Рыбинск действует только общество "Самолет", отправляющее в каждом направлении по два парохода в день.

На плесе Рыбинск - Нижний Новгород действуют: 1) общество "Самолет", 2) компания "Надежда" и 3) пароходство Кашина. Первые два - по два раза в день, последнее - один раз. На этом плесе пароходы приблизительно одинаковых размеров и устройства.

https://c.radikal.ru/c30/2006/bd/f52e7b8bea06.jpg

От Нижнего Новгорода до Астрахани пароходы общества "Самолет" другие: большие, чем на плесе Рыбинск. Некоторые из пароходов "Надежды" ходят от Рыбинска до самой Казани, также и пароходы Кашина.

Между Нижним и Астраханью ходят по 4 раза в неделю огромные пароходы компании "Надежда", бывшие Зевеке, представляющие с собой по отношению к первым двум, а отчасти и третьему классам положительно плавающие дворцы.

https://a.radikal.ru/a36/2006/b2/8b8e326c2c8b.jpg

Эти пароходы самые роскошные и комфортабельные на Волге. Ход их несколько медленнее, чем пароходов других фирм, и стоянка у больших портов продолжительнее.

Другие пароходства, содержащие рейсы между Нижним и Астраханью - "Кавказ и Меркурий" и "По Волге". Пароходы "К. и М." разделяются на две категории: на скорые (почтовые), отходящие по три раза в неделю в каждом направлении, и товаро-пассажирские - по четыре раза в неделю.

Скорые - самые быстроходные по Волге, с малыми стоянками, и принадлежать к большим и роскошным. Товаро-пассажирские пароходы "К. и М.", хотя меньше скорых, но все же велики и удобны: ход их медленнее и стоянки значительно дольше, чем у скорых.

https://b.radikal.ru/b33/2006/76/d9aa130ee755.jpg

У общества "Кавказ и Меркурий" существует соглашение с пароходством Кашина для прямого сообщения с Верхней Волгой. Рейсы обоих пароходств согласованы.

Пароходы общества "Самолет", несмотря на свою почтовую службу, нередко идут с большим опозданием, имея тенденцию не отказываться от приема запоздалого груза. Почтовые же (скорые) пароходы общества "Кавказ и Меркурий" относятся к расписанию строже.

Как на одно из волжских неудобств можно указать на отсутствие в отношении пароходных расписаний единого времени подобно принятому на железных дорогах - петербургскому времени: на Волге пароходы отходят от каждой пристани по местному времени, что ведет подчас к недоразумениям.

https://b.radikal.ru/b27/2006/fe/ea08794cbd23.jpg

Помещения состоят из одноместных, двух, трех и четырехместных кают, каждая с электрическим освещением, умывальником и пр., и общих помещений, отдельно мужских и женских.

Пассажир, купивший билет с правом (без доплаты) на отдельную каюту, получает из кассы пристани ключ от нее. Во многодневном плавании отдельная каюта - неоцененное удобство: пассажир в сущности имеет собственную квартиру. В холодное время пароходы отапливаются паром.

https://c.radikal.ru/c08/2006/6f/d26048088518.jpg

При большом наплыве пассажиров, обыкновенном в начале лета и в нижегородскую ярмарку, отдельных кают часто не хватает, и часть пассажиров I и II классов размещается в общих помещениях, имеющихся как в первом, так и во втором классах, но случается, что и здесь не хватает мест.

Общие помещения также удобны: каждому пассажиру полагается койка; имеются столы, умывальники и пр. Освещение везде электрическое.

Чистота не везде одинаковая: на некоторых второстепенных пароходах диваны (койки) не всегда блещут чистотой, - попадаются клопы.

https://b.radikal.ru/b31/2006/40/a9376982e189.jpg

На пароходах существует еще четвертый класс для чернорабочих, едущих артелями. Проезд в этом "классе", отличается, правда, большою дешевизной, но зато пароходные администрации не заботятся даже о примитивных удобствах пассажиров, и люди перевозятся совершенно, как скот: четвертоклассные пассажиры обыкновенно помещаются в носовой части нижней палубы на голом полу под открытым небом.

Перед страдой, когда крестьяне едут в разных направлениях на заработки, четвертый "класс" часто представляет загон, в котором негде упасть яблоку.

На пароходах плеса Нижний - Астрахань имеются ванны для бесплатного пользования пассажиров первого и второго, а на некоторых пароходах только первого классов. Но ванное помещение обычно находится подле котла, почему там обычна высокая температура, делающая для лиц, опасающихся простуды, пользование ванной рискованным.

https://c.radikal.ru/c00/2006/8d/d9214322f393.jpg

На всех плесах Волги не только весною, но и летом, случаются холодные ветры и вообще резкие падения температуры, поэтому туристу необходимо запастись теплым платьем.

Такса на проезд двоякая: на пароходах общества "Самолет", "По Волге" и на скорых пароходах общества "Кавказ и Меркурий" такса общая. По этой таксе проезд от Нижнего до Астрахани (5 или 6 суток) - стоит в I классе 21 рубль, во II классе 13 р. 50 к., в III классе 6 рублей.

На товаро-пассажирских пароходах общества "Кавказ и Меркурий" такса для первых двух классов пониженная: билет от Нижнего до Астрахани (7 дней) в I классе стоит 18 р. 90 к., во II классе 12 р. 15 к., в III классе 6 рублей. Тариф компании "Надежда" еще ниже.

https://a.radikal.ru/a18/2006/63/908eddeb0f0d.jpg

Стоимость продовольствия на всех пароходах почти одинаковая и, в общем, недорогая. Обед из 4 блюд стоит обычно 1 р., из трех - 80 коп., обед, завтрак и ужин из 2-х блюд - 60 к. Порционная карта - ниже средних ресторанных цен.

Понятную особенность пищевого режима на волжских пароходах составляет рыбная пища: селянка, уха или другие блюда из свежей осетрины или стерляди, превосходно приготовленные, стоят 50-60 к. за сытную порцию.

Приятную особенность большинства пароходных прейскурантов составляет стоимость крепких напитков: всего на 20-25% выше погребной. На пароходах удобно пить чай со своим чаем и сахаром: кипяток с посудой подается за 5 коп. за каждое лицо (за прибор). Кипятку можно требовать без приплаты сколько угодно.

https://b.radikal.ru/b27/2006/7d/4e17e1c0fb95.jpg

Большой недочет в плавании по Волге составляет отсутствие удовлетворительной питьевой воды: волжская вода загрязнена всевозможными отбросами и нефтью и для питья совершенно непригодна.

Хотя на пароходах ее фильтруют, но неудовлетворительно, поэтому приходится удовлетворять жажду пивом, квасом (хлебный 10 коп. бутылка), газированными водами и чаем.

Кухня и цены для I и II классов общие, но столовые - отдельные. Пассажирам III класса отпускаются кушанья по той же карте со скидкой 20%, но для них есть и удешевленный обед, попроще, за 20 к. при заблаговременном заказе на несколько лиц.

https://b.radikal.ru/b16/2006/ff/3573c6b9909b.jpg

Обычно за требуемое из буфета или кухни расплачиваются сразу по выходе с парохода по предъявленному счету, на обратной стороне которого печатный прейскурант.

Кроме того, съестные припасы можно покупать почти на всех пристанях, то есть несколько раз в день. В больших городах у самых пристаней имеются разные закусочные лавки, и вообще у парохода на всех более-менее значительных пристанях женщины и дети продают хлеб, яйца, молоко сырое и кипяченое, часто жареную птицу и рыбу, ягоды, фрукты и пр. Все это в общем дешево.

https://b.radikal.ru/b27/2006/e6/46b331c264c0.jpg

Постельное белье (2 простыни и наволока) - 25 коп.

Некоторые пароходства продают обратные билеты со скидкой с цены в оба направления 15% (сроком на 2 месяца), и, по желанию пассажиров, выдают особые билеты (сроком на 1 месяц), дающие право остановок в промежуточных пристанях. Дети до 5 лет провозятся бесплатно, от 5 до 10 лет за полцены.

https://c.radikal.ru/c36/2006/d5/efe9135fbe2b.jpg

Хотя пароходные правила и гласят, что каждый пассажир может иметь при себе подушку и саквояж вестом не более пуда, однако это обыкновенно не соблюдается, и администрация волжских пароходов не делает придирки к пассажирам за багаж, лишь бы только он помещался под столом или на занятом диване.

Провоз собак разрешается на палубе под наблюдением владельца без права ввода ее в пассажирские помещения и с платой как за два пуда багажа.

https://b.radikal.ru/b18/2006/fa/8b112cc2e886.jpg

На пароходах имеются шкапы с книгами, обыкновенно случайными, за которыми следует обращаться к помощнику капитана; на лучших пароходах есть газеты, имеется пианино. На всех пароходах имеются довольно полно составленные аптечки для бесплатного пользования всех пассажиров.

Лучшее время для путешествия по Волге - это май и начало июня. В это время веет приятной прохладой, нет жаров, бывающих в середине лета и очень ощутимых даже на пароходе. Вместе с тем в начале лета река многоводна, и плавание не нарушается бесчисленными перекатами и мелями.

https://b.radikal.ru/b36/2006/d8/b8ca89fc1f58.jpg

В бездождные годы маловодье посреди лета принимает иногда критический характер: баржи приходится отправлять для меньшей осадки в воде с неполным грузом, большие пароходы заменять маленькими.

Кроме, собственно, волжских пароходов от Нижнего начинаются рейсы пароходств, действующих на Каме, Уфе и Вятке. Крупнейшие камские пароходства - Любимова и Братьев Каменских, отправляющие пароходы от Нижнего до Перми с остановкой в Казани и попутных пристанях: первое - два раза в день, второе - один раз в день.

https://c.radikal.ru/c43/2006/d1/62d67c908058.jpg

Затем следует пароходство Курбатова (наследницы О.П. Карповой). От Нижнего до Вятки содержит рейсы пароходство Булычева. От Нижнего до Уфы - пароходство Якимова. Между Казанью и Астраханью совершают ежедневные рейсы пароходы Купеческого общества.

Для путешествия по Волге эти пароходы пригодны менее других благодаря разным недочетам в удобствах и чистоте содержания.

https://c.radikal.ru/c43/2006/4a/ff689a0737a6.jpg

0

47

Археологи впервые провели глубинные исследования на Куликовом поле

Решили копнуть поглубже. На Куликовом поле археологи обнаружили новые артефакты. Впервые на территории музея-заповедника специалисты провели глубинные исследования, передает ГТРК "Тула", выходящая в эфир на телеканалах "Россия 1" и "Россия 24".

Во время раскопок была обнаружена ремённая накладка, крест-энколпион и наконечник для стрелы. Исследования проводились в Куркинском районе рядом с деревней Хворостянка, где ранее было обнаружено целое скопление находок.

Поисковые работы охватили площадь в две тысячи квадратных метров, их проводили с помощью металлодетектора. Отметим, в этом сезоне археологи применили новую методику: грунтовый слой снимали поэтапно. Для этих целей использовался гусеничный бульдозер. Небольшие объемы грунта многократно проверяли на наличие находок. Благодаря такому подходу была произведена максимально полная выборка исторических артефактов на глубине до 70 сантиметров.

0