ПолитФорум ватников России и зарубежья

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Вольные обсуждения

Сообщений 421 страница 450 из 513

421

#p178242,condor написал(а):
#p178205,nicos написал(а):
#p177926,skroznik написал(а):

В смысле тяги самый мощный двигатель - это твердотопливный. Например твердотопливные двигатели шаттла - у него тяга 1400 тонн.

Щито?! https://forum.inosmi.ru/images/smilies/sarcastic_hand.gif
Там обычные жидкостные, твердотопливные тока ускорители.

Никос, ты теперь астронавт, что-ли?
Вроде, еще вчера ты водкой и коньяками торговал.


Астрофизика - это хобби.
Всегда хотел стать летчиком/космонавтом, но из-за сломанного носа по медицине не проходил.

0

422

#p178205,nicos написал(а):
#p177926,skroznik написал(а):

В смысле тяги самый мощный двигатель - это твердотопливный. Например твердотопливные двигатели шаттла - у него тяга 1400 тонн.

Щито?! https://forum.inosmi.ru/images/smilies/sarcastic_hand.gif
Там обычные жидкостные, твердотопливные тока ускорители.

http://s4.rimg.info/282c7775420065155e0a3bbacf471164.gif http://s4.rimg.info/282c7775420065155e0a3bbacf471164.gif http://s4.rimg.info/282c7775420065155e0a3bbacf471164.gif
Оказывается ракетные ускорители у некоторых уже перестали быть ракетными двигателями...
Новое слово в ракетостроении - записал в цитатник шестой палаты.

0

423

Китай испытал систему связи с космическими аппаратами в дальнем космосе

22.11.2019

Китай использовал сигнал с американского научно-исследовательского спутника Juno («Юнона») для тестирования и калибровки своей системы дальней космической связи. Об этом говорится в статье, которая была опубликована в китайском журнале Journal of Deep Space Exploration.

«Юнона» была запущена в 2011 году и находится на орбите Юпитера с 2016 года. Сейчас она является единственным космическим аппаратом, работающим во внешней Солнечной системе.

Космический аппарат «Юнона» передает данные в X и Ka-диапазонах. Разумеется, протокол связи зашифрован, и Китай не может читать данные с «Юноны» или передавать на спутник управляющие команды. Однако доплеровское смещение самого сигнала, полученного с аппарата, можно использовать для определения его положения и орбитальных параметров.

Для приема сигнала с «Юноны» китайские специалисты использовали 35-метровую антенну в провинции Синьцзян на северы страны. Помимо нее, система дальней космической связи Китая включает 66-метровую антенну в провинции Хэйлунцзян, которая используется для связи с лунными исследовательскими аппаратами, 35-метровую антенну в Аргентине и 18-метровую «тарелку» в Намибии.

НАСА использует для связи систему антенн по всему миру, которая называется Deep Space Network.

В 2020 году Китай намерен запустить свою первую марсианскую исследовательскую миссию, которая будет включать посадочный аппарат и небольшой марсоход. Китайские специалисты договорились о сотрудничестве с Европой, чтобы отработать управление миссиями в дальнем космосе. В рамках этого сотрудничества были проведены испытания по передаче сигналов с европейской станции космической связи Estrack на шведский спутник Smart-1 и спутники ЕКА для изучения магнитосферы Cluster. Также готовятся испытания с европейским спутником Марса Mars Express.

0

424

05.01.2019, Пекинский ЦУКП: «Уважаемые коллеги, «Чанъэ-4» прибыл на место посадки лунного модуля корабля «Аполлон-11» и ведёт панорамную телетрансляцию по закрытому каналу. Американского флага и следов посадки модуля не наблюдаем. Как вы можете это объяснить?».
05.01.2019, Центр Кеннеди: «Дорогие китайские товарищи! Надеемся на взаимопонимание и дальнейшее плодотворное сотрудничество! Крепко жмём руку! Наши коллеги из Госдепа передают вам очень хорошую новость — в ближайшие дни будет рассмотрен вопрос об освобождении Мэн Ваньчжоу или, как вы её называете, Принцессы Хуавей».

https://cont.ws/@alex83s/1183596?fbclid … H3HD8Ix3t4
)))))))))))))))))))))))))))))))))))

0

425

#p178280,skroznik написал(а):
#p178205,nicos написал(а):
#p177926,skroznik написал(а):

В смысле тяги самый мощный двигатель - это твердотопливный. Например твердотопливные двигатели шаттла - у него тяга 1400 тонн.

Щито?! https://forum.inosmi.ru/images/smilies/sarcastic_hand.gif
Там обычные жидкостные, твердотопливные тока ускорители.

http://s4.rimg.info/282c7775420065155e0a3bbacf471164.gif http://s4.rimg.info/282c7775420065155e0a3bbacf471164.gif http://s4.rimg.info/282c7775420065155e0a3bbacf471164.gif
Оказывается ракетные ускорители у некоторых уже перестали быть ракетными двигателями...
Новое слово в ракетостроении - записал в цитатник шестой палаты.


Ты же писал про ракетные двигатели ШАТТЛА, чудо в перьях, а они у него жидкокостные.
Т.ч. ты в очередной раз продемонстрировал всем какой ты  "специалист" https://forum.inosmi.ru/images/smilies/sarcastic_hand.gif

Отредактировано nicos (2019-11-25 09:22:53)

0

426

#p178974,nicos написал(а):

Т.ч. ты в очередной раз продемонстрировал всем какой ты  "специалист" https://forum.inosmi.ru/images/smilies/sarcastic_hand.gif

Приятно слышать такое мнение о себе от общепризнанного болвана.
Пиши еще - я с удовольствием пополню свой цитатник шестой палаты.

Отредактировано skroznik (2019-11-25 11:58:23)

0

427

Боковой ускоритель МТКК Спейс шаттл (англ. Solid Rocket Booster, SRB) — твердотопливный ракетный ускоритель, пара которых обеспечивают 83 % стартовой тяги МТКК «Спейс шаттл». Это крупнейший и наиболее мощный твердотопливный ракетный двигатель из когда-либо летавших, самая большая ракета из созданных для повторного использования и также наиболее мощный ракетный двигатель из всех применявшихся, на твёрдом или жидком топливе, в истории. (вики)


На ЭНЕРГИИ в качестве боковых ускорителей используются жидкостные ракетные двигатели РД-170, тяга которого в два раза меньше ракетного твердотопливного ускорителя шаттла - по этой причине на ЭНЕРГИИ использованы не два боковых ускорителя а четыре. Так же как в шаттле боковые ускорители (ракетные двигатели) ЭНЕРГИИ при старте обеспечивают 83% общей тяги.

PS Многие заблуждаются в том что ЭНЕРГИЯ более универсальна чем шаттл - по причине того что водородные двигатели установлены не на БУРАНЕ, а на водородной ступени. Это заблуждение - просто на тот момент у нас не была отработана система управления при установке водородных двигателей на БУРАНЕ - поэтому временно разместили их на водородном баке. Однако уже на БУРАНЕ было предусмотрено штатное место для размещения там водородных движков и при единственном полете бурана эти места были закрыты люками а двигатели заменены своим весовым макетом.

Аналогично на шаттле - имелась разработка для установки водородных двигателей на водородном баке, а вместо шаттла использовать другую полезную нагрузку. В любом из этих случаев выводится на орбиту примерно 130 тонн полезного груза. Только в случае с шаттлом основную часть груза составляет возвращаемый планер, а в случае без него это может быть что угодно - да тот же рентгеновский лазер, который при запуске первой ЭНЕРГИИ улетел в Тихий океан. Полезной нагрузки 130 тонн для постоянного пребывания на околоземной орбите у американцев не нашлось - поэтому этот вариант не был использован.

Отредактировано skroznik (2019-11-25 12:23:15)

0

428

#p178983,skroznik написал(а):
#p178974,nicos написал(а):

Т.ч. ты в очередной раз продемонстрировал всем какой ты  "специалист" https://forum.inosmi.ru/images/smilies/sarcastic_hand.gif

Приятно слышать такое мнение о себе от общепризнанного болвана.
Пиши еще - я с удовольствием пополню свой цитатник шестой палаты.


Ты главное не закончи как герой этой самой шестой палаты ..
Хотя, судя по твоим познаниям, ты ничего не знаешь ни про двигатели Шаттла, ни про что "Палата №6". https://forum.inosmi.ru/images/smilies/sarcastic_hand.gif

0

429

В дополнение к моему предыдущему посту:

Следует отметить что при создании системы ЭНЕРГИЯ БУРАН мы практически полностью копировали шаттл. Но полностью не получилось - по причине отсутствия у нас мощных твердотопливных ракетных двигателей, которые можно было бы применить в качестве боковых ускорителей. По этой причине в качестве боковых ускорителей на ЭНЕРГИИ использовались жидкостные ракетные двигатели РД-170. Но в силу того что они в два раза менее маломощные по сравнению с американскими твердотопливными ракетными двигателями, пришлось применить в два раза больше боковых ускорителей чем на шаттле.
Это, конечно, резко снизило надежность нашей системы, но подтвердить это цифрами невозможно - ибо американский шаттл летал 135 раз, а наша ЭНЕРГИЯ всего два раза.

PS В настоящее время для боковых ускорителей NASA разработала усовершенствованный твердотопливный ракетный двигатель с тягой 1600 тонн. Кстати его удельный импульс даже несколько лучше чем у F-1.

Отредактировано skroznik (2019-11-25 12:41:29)

0

430

#p178985,skroznik написал(а):

Боковой ускоритель МТКК Спейс шаттл[/b] (англ. Solid Rocket Booster, SRB) — твердотопливный ракетный ускоритель, пара которых обеспечивают 83 % стартовой тяги МТКК «Спейс шаттл».


Про это тебе сразу и написали.
И про то, что у самого челнока, собственно шаттла - двигатели жидкостные.

0

431

#p178990,nicos написал(а):
#p178985,skroznik написал(а):

Боковой ускоритель МТКК Спейс шаттл[/b] (англ. Solid Rocket Booster, SRB) — твердотопливный ракетный ускоритель, пара которых обеспечивают 83 % стартовой тяги МТКК «Спейс шаттл».

Про это тебе сразу и написали.
И про то, что у самого челнока, собственно шаттла - двигатели жидкостные.

Пиши Емеля - твоя неделя. (с)

0

432

#p178989,skroznik написал(а):

В дополнение к моему предыдущему посту:

Следует отметить что при создании системы ЭНЕРГИЯ БУРАН мы практически полностью копировали шаттл. Но полностью не получилось - по причине отсутствия у нас мощных твердотопливных ракетных двигателей, которые можно было бы применить в качестве боковых ускорителей. По этой причине в качестве боковых ускорителей на ЭНЕРГИИ использовались жидкостные ракетные двигатели РД-170. .

Энергия в отличие от системы Спейс Шаттл это самостоятельная ракета, способная выводить на орбиту различные грузы.
Что она и делала без Бурана один раз.
А твердотопливных ракет у нас к моменту запуска Бурана в РВСН - 1/3 от всего числа.
Т.ч. все разговоры о "нет у нас мощных твердотопливных ракетных двигателей" - это мягко говоря не так даже для СССР, сейчас и подавно.

0

433

Главное из интервью Александра Блошенко

25.11.2019

Утром 25 ноября в ТАСС было опубликовано интервью
исполнительного директора госкорпорации Роскосмос по перспективным проектам и науке
Александра Блошенко. Ниже кратко приведены его наиболее важные заявления.

1. Роскосмос планирует внести в правительство концепцию Программы изучения и освоения Луны в конце этого года. Ранее ожидалось, что это произойдет в апреле или осенью. Над программой работает ЦНИИМаш совместно с Академией наук. Как это было с аналогичными стратегическими программами в прошлом, документ не будет включать план финансирования.

2. Программа изучения и освоения Луны будет обосновывать создание на южном полюсе Луны «базы», управляемой роботами, хотя пилотируемые полеты на эту базу не исключаются.

3. РКК «Энергия» должна отправить в ЦНИИМаш для защиты эскизный проект ракеты-носителя сверхтяжелого класса до конца этого года.

4. В одном из выступлений Дмитрий Рогозин упомянул ракету-носитель среднего класса с метановыми двигателями. В рамках этого проекта планируется интенсифицировать работы в КБХА по метановому двигателю, чтобы создать летный образец для проведения испытаний. На обеих ступенях нового носителя планируется использовать двигатели РД-0169 тягой 85 т. Этот двигатель в перспективе будет сертифицирован для многоразового применения. Грузоподъемность ракеты составит 10 т при старте с Восточного. Для нее планируется создать головной обтекатель диаметром 5 м. Первый старт Роскосмос надеется осуществить в 2025 году.

5. Роскосмос меняет подход к проведению экспериментов на МКС. Теперь все работы будут проводиться проектным методом по четырем направлениям: научные фундаментальные исследования, отработка технологий освоения космического пространства, решение практических задач в интересах сторонних заказчиков и образовательные мероприятия. В начале ноября Александр Блошенко был назначен главой Координационного научно-технического совета по программам исследований и экспериментов на борту Международной космической станции. На этом посту он сменил бывшего космонавта и руководителя полета РС МКС Владимира Соловьева.

6. Блошенко хотел бы привлечь студентов к разработке экспериментальных суборбитальных ракет. Для их пусков он предлагает создать небольшую стартовую площадку на космодроме Восточный.

https://i111.fastpic.ru/thumb/2019/1125/f6/3af4fe9905135377dd34c56419c3b9f6.jpeg

Отредактировано skroznik (2019-11-25 13:02:20)

0

434

#p178992,nicos написал(а):

А твердотопливных ракет у нас к моменту запуска Бурана в РВСН - 1/3 от всего числа.
Т.ч. все разговоры о "нет у нас мощных твердотопливных ракетных двигателей" - это мягко говоря не так даже для СССР, сейчас и подавно.

Умного видно по его знаниям.
А дурак светится очень ярко своим НЕзнанием.
Что вам никос объяснять, если вы не знаете что у стратегических ракет стартовая тяга обычно не более 100 - 120 тонн.
А для космоса надо в 10 раз больше.
НИКОГДА у нас не было любых двигателей с такой тягой.
Никос - я понимаю что вам очень трудно нести груз своей бестолковости - ну так и не лезьте туда где вы олух царя небесного.
Больше я на вас не реагирую (но в цитатник ваши глупости писать буду - может книгу издам с изречениями олухов-"патриотов)".

0

435

#p179000,skroznik написал(а):
#p178992,nicos написал(а):

А твердотопливных ракет у нас к моменту запуска Бурана в РВСН - 1/3 от всего числа.
Т.ч. все разговоры о "нет у нас мощных твердотопливных ракетных двигателей" - это мягко говоря не так даже для СССР, сейчас и подавно.

Умного видно по его знаниям.
А дурак светится очень ярко своим НЕзнанием.
Что вам никос объяснять, если вы не знаете что у стратегических ракет стартовая тяга обычно не более 100 - 120 тонн.
А для космоса надо в 10 раз больше.
НИКОГДА у нас не было любых двигателей с такой тягой.
Никос - я понимаю что вам очень трудно нести груз своей бестолковости - ну так и не лезьте туда где вы олух царя небесного.
Больше я на вас не реагирую (но в цитатник ваши глупости писать буду - может книгу издам с изречениями олухов-"патриотов)".


Ну, какими "знаниями" ты светишься видно каждому, чего уж.
Во первых, стратегические ракеты в космос летают. Понимаю, это для тебя новость, но погугли всякие Старты и прочие программы для Тополей.
Во вторых, самостоятельной ракеты с твердотопливными двигателями указанной тобой характеристиками на этой планете не существует.
Для тех кто в танке - система Спейс Шатл потому и называется СИСТЕМОЙ, потому что состоит из нескольких элементов, из которых внешний топливный бак с твердотопливными ускорителями самостоятельно НЕ ЛЕТАЕТ.

Не знаю, какую книгу ты напишешь, но тут прям половина этой ветки - это образчик твоей "мудрости", над которой будет ржать любой старшеклассник.

0

436

https://i111.fastpic.ru/thumb/2019/1125/69/18ebd426310fe584a4a815468a98f769.jpeg

Фото сделано 50 лет назад – в ноябре 1969 года – фотограф Чарльз Конрад, астронавт Аполлона-12. На снимке запечатлен его коллега Алан Бин (Alan Bean) во время сбора образцов лунного грунта в Океане Бурь. Снимок производит весьма сильное впечатление. У Бина не видно лица. Вместо лица мы видим отраженную в шлеме его скафандра лунную панораму и самого Конрада на фоне лунного горизонта.

+1

437

Пролетая около астероида Аррокот

Пожалуй это первое в истории человечества фото за пределами Солнечной системы.

Каково это – пролетать около астероида Аррокот? Автоматический космический аппарат "Новые горизонты" пролетел мимо Аррокота в январе, через 3.5 года после пролета около Плутона. Если название этого объекта вам не знакомо, то причина этого – то, что далекий двойной объект из пояса Койпера был неофициально назван Ультима Туле. Однако недавно он получил официальное имя: 486958 Аррокот. Это черно-белое видео смонтировано из изображений Аррокота, полученных "Новыми горизонтами" под разными углами во время пролета. Ясно видны два тела, из которых состоит Аррокот, и даже можно догадаться, что большее тело сильно сплющено. "Новые горизонты" обнаружили, что Аррокот отличается от всех известных астероидов во внутренних частях Солнечной системы. Вероятно, он сформировался из двух планетезималей – строительных блоков, из которых миллиарды лет назад образовались планеты. Аппарат "Новые горизонты" продолжает полет из нашей Солнечной системы, за каждый год он преодолевает путь, в три раза превосходящий расстояние от Земли до Солнца.

Отредактировано skroznik (2019-11-25 16:54:39)

0

438

Пролетая над Луной:

В 2011 году миссия НАСА Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) выпустила свой оригинальный тур по Луне - виртуальное путешествие. Шесть лет спустя тур был воссоздан в потрясающем разрешении 4K, используя тот же путь камеры и опираясь на значительно расширенную базу данных, собранную LRO за прошедшие годы.

Тур посещает ряд интересных мест, выбранных для иллюстрации различных особенностей лунного рельефа. Некоторые из них находятся на ближней стороне и знакомы как профессиональным, так и любительским наблюдателям на Земле, в то время как другие могут быть ясно видны только из космоса. Одни большие и старые (Восточный, Южный полюс-Айткен), другие поменьше и помоложе (тихо, Аристарх). Постоянно затененные области вблизи полюсов трудно сфотографировать, но легче измерить с помощью альтиметра, в то время как несколько посадочных площадок Аполлона, все относительно близко к экватору, были изображены с разрешением до 25 сантиметров (10 дюймов) на пиксель.

Тур показывает минеральный состав плато Аристарха, свидетельства наличия поверхностного водного льда в некоторых местах вблизи южного полюса, а также картографирование гравитации в Восточном бассейне и вокруг него. 

Камера летит над лунной местностью, заходя для близкого просмотра на различные интересные места и некоторые данные LRO, связанные с ними. Включает названия объектов, источники исследований, а также расположение и масштаб центра изображений.

0

439

#p179000,skroznik написал(а):

Никос - я понимаю что вам очень трудно нести груз своей бестолковости - ну так и не лезьте туда где вы олух царя небесного.
Больше я на вас не реагирую (но в цитатник ваши глупости писать буду - может книгу издам с изречениями олухов-"патриотов)".

Не стоит обижаться на Никоса. Он хороший парень, но, как любой типичный представитель офисного планктона поколения пепси, имеет исключительно завышенную самооценку. Обычно, это лечится хорошим пинком по зад. )))

Отредактировано condor (2019-11-25 21:47:38)

0

440

#p179145,condor написал(а):
#p179000,skroznik написал(а):

Никос - я понимаю что вам очень трудно нести груз своей бестолковости - ну так и не лезьте туда где вы олух царя небесного.
Больше я на вас не реагирую (но в цитатник ваши глупости писать буду - может книгу издам с изречениями олухов-"патриотов)".

Не стоит обижаться на Никоса. Он хороший парень, но, как любой типичный представитель офисного планктона поколения пепси, имеет исключительно завышенную самооценку. Обычно, это лечится хорошим пинком по зад. )))


Это банальное кокетство, Птиц.
Сказочник на самом деле тролляка тот еще https://forum.inosmi.ru/images/smilies/sarcastic_hand.gif

0

441

#p179145,condor написал(а):

Не стоит обижаться на Никоса. Он хороший парень, но, как любой типичный представитель офисного планктона поколения пепси, имеет исключительно завышенную самооценку. Обычно, это лечится хорошим пинком по зад. )))

Я не в том возрасте чтобы обижаться.
Поначалу бесит тупость нынешних "патриотов" (они даже не читают написанного) - никак не могу привыкнуть к этому.
Потом успокаиваюсь и наоборот - становится их жалко - страшно подумать что таковых становится все больше и больше и что с ними будет лет через 20. Нынешнее поколение советских спецов уйдет - и останется одна образованщина. Придет какой-нибудь немец в хромовых сапогах и пощелкивая тросточкой по ним погонит "русиш швайн" с лопатами на газовые месторождения...
Вот эта перспектива меня и бесит. Раньше дураков в обществе был ограниченный контингент - теперь он опасно разростается и более того - он растет не просто за счет новых обычных дураков, а за счет дураков активных. На дураков обращать внимание глупо, а вот наблюдать рост их количества и качества - это меня бесит.
Ладно - пусть товарищ отдыхает - трогать его больше не буду (как и обещал выше).

Отредактировано skroznik (2019-11-26 17:21:59)

0

442

Мутнеющее окошко в Европу

05.11.2019 Борис Штерн

30 октября в ФИАНе состоялись маски-шоу с участием более 30 человек по меньшей мере из трех ведомств: МВД, СК и ФСБ. Всё как положено: бронежилеты, автоматы, разве что лицом в пол не укладывали. Утром директора ФИАН Николая Колачевского задержали у подъезда его дома. Потом многочасовая беседа в его кабинете, потом обыск на квартире с рытьем в памперсах (у Колачевского маленький ребенок), потом поездка в СК, потом освобождение под подписку о невыезде.

Объявленная причина: «подозрение в контрабанде оптических элементов».

«Контрабанду» якобы пыталось осуществить общество с ограниченной ответственностью «Триоптикс». Директор фирмы — Ольга Канорская, ее отец работает в ФИАНе, он учредитель другой фирмы, продвигающей фиановские прикладные разработки в жизнь. «Триоптикс» арендует помещение на Троицкой площадке ФИАНа. Вообще, это одна из немногих форм внедрения высоких технологий у нас в стране: сами ученые создают фирмы при институтах, выпускают продукцию, «подкармливают» институты и дают подработать научным сотрудникам.

«Оптическое устройство» — это окошко для оборудования метеорологических станций диаметром 35 см, сделанное из самого ходового оптического стекла К8, купленного в Китае. Более точное определение: «неоправленная оптическая заготовка — стеклянное окно; назначение и область применения — комплектование мобильной метеорологической сенсорной станции по измерению направления и скорости ветра, не двойного, не военного назначения». Фирма «Триоптикс» обрабатывает это стекло под заказ: наносит антиотражающее покрытие. Заказчик — германская фирма. Обработка производится фирмой на собственной установке в помещении, арендуемом у ФИАНа. В фирме два сотрудника. Наиболее квалифицированную работу делает сотрудник ФИАНа. По словам Колачевского, стоимость каждого окошка — от 50 до 100 тыс. руб.

В прошлом году в Германию были поставлены четыре таких окошка — со всеми документами и разрешениями. В декабре 2018 года к отправке были подготовлены еще два точно таких же. Поскольку у фирмы был печальный опыт слишком долгого прохождения таможенного контроля, решили подстраховаться и получить разрешение Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), которое для данной марки стекла, вообще говоря, не требовалось. Разрешение было получено. Все документы были поданы на таможню. Дальше начались странные вещи. Была назначена экспертиза на предмет марки стекла: не является ли оно радиационно-стойким К108 (которое можно использовать в космосе и на экспорт которого есть ограничения). Результат экспертизы Лыткаринского завода, специализирующегося на оптическом стекле: стекло имеет марку К8, которое мутнеет в космосе и на которое нет никаких запретов. Но потом появилось экспертное заключение из Красногорского завода, где перечислены возможности использования стекол в военной технике: их можно вставить в электронно-оптический преобразователь, на военный спутник (хотя, напомним, стекло мутнеет от космического излучения), можно использовать для лазера военного назначения. Чистая правда: какой-то безумец при большом желании может закупить в России два стекла под видом окошек для метеостанции и вставить в качестве окошка в военный прибор. Такое же точно можно проделать почти с любым предметом, например с болтом или каким-нибудь резистором.

ФСТЭК отозвала свое разрешение (это было после подачи документов). Окна застряли на таможне, было возбуждено административное дело, казалось, этим и кончится. Но в октябре этого года было возбуждено уголовное дело о попытке контрабанды организованной группой. По версии следствия, директор ФИАН – пособник. Силовики не просто устроили маски-шоу, парализовавшие на день работу ФИАН, но и уделили в тот же день «должное внимание» Ольге Канорской: с утра к ней домой явились сотрудники СК и ФСБ с двумя понятыми. Цитата из поста Ольги в «Фейсбуке»: «Далее в районе 15:00 меня привезли в СК на допрос. Вышла я с него в начале 11. Мне опять-таки не дали связаться с адвокатом, и я была наедине со следователем и представителем ФСБ, которого не записали в протокол допроса, мол, он вопросов не задавал, хотя, как мне позже объяснил юрист, это незаконно. Почти 7 часов из меня тянули чистосердечное, что я создавала оружие».

И все-таки, судя по режиссуре наезда, главная мишень — директор ФИАНа, хотя его достаточно трудно привязать к «контрабанде». Уж насколько глупо было искать у него в кабинете и тем более дома «оптические элементы»! Просто нужен был факт обыска, а не его результаты — это весьма популярный ныне элемент террора.

Зачем им директор ФИАНа? Тут много версий: заказ конкурентов, перспектива отъема территории, рэкет, охота на ведьм, звездочки на погоны. У меня есть еще одна версия: упоение властью. Тут приятней жертва покрупнее: от наезда на директора мелкой фирмы нет того драйва, как от налета со взводом автоматчиков на директора знаменитого научного института. Возможно, сразу несколько мотивов действуют одновременно. Но важны не мотивы, а факт: распоясавшиеся силовики, эти новые опричники, наносят такой ущерб стране, какой не в состоянии нанести никакие санкции.

Преследуют специалиста по аэродинамике Виктора Кудрявцева за статьи в открытой печати. Как это скажется на притоке специалистов в области, связанные с военной тематикой? Как это скажется на темпе отъезда молодых ученых за рубеж?

Вводят издевательские правила общения с зарубежными коллегами (приказ подписан министром по настоятельной рекомендации «людей в погонах»). Как это скажется на российской науке (учитывая, что идея «обособленной российской науки» — нонсенс, потому что наука едина)? В сторону процветания — или деградации?

Совершили налет на директора института. Как это скажется в будущем на качестве директорского корпуса, учитывая, что среди сильных ученых и без того не так много желающих идти на этот пост?

Загнобили очередную хайтековскую фирму. Как это скажется на пресловутых инновациях и продвинутом бизнесе?

А если выйти за пределы науки: обычный бизнес, общественные организации… Кто терроризирует страну? Ваххабиты? Солдаты НАТО? Америка? Или новые опричники? Я здесь не делаю какого-то открытия. Кому принадлежат слова: «Хватит кошмарить бизнес»? Вместо бизнеса можно подставить науку, общество, всю страну.

Самое грустное, что почти все должностные лица становятся перед силовиками в позу кролика перед удавом. Но в народе уже слышится некий ропот. И недавнее маски-шоу в ФИАНе уже вызвало довольно сильную реакцию. Критически высказались даже вполне лояльные СМИ, такие как «Интерфакс». Высказался вице-президент РАН Алексей Хохлов, сам Колачевский дал несколько сильных интервью. Что важно, высказался академический Клуб «1 июля» (см. стр. 3), причем сделавший заявление от имени клуба, а не от имени отдельных членов. Высказался ученый совет ФИАНа. Это далеко не конец. Есть реальный шанс, что на сей раз налетчики подавятся, получив хороший отпор.

Очень интересно было бы выслушать мнение самих силовиков. Не только героев истории, но и прочих — везде есть разумные люди, не путающие интересы власти и интересы страны. Как они оценивают всё это «закошмаривание»? Но вряд ли мы сможем получить какие-то искренние комментарии, разве что на основе полной анонимности. Поэтому сейчас слово за нами.

1. Эти «спектакли» наносят колоссальный вред: вице-президент РАН о ситуации в ФИАН // Поиск, 31.10.2019.

2. Директор ФИАНа рассказал, с чем были связаны обыски в институте // «Интерфакс», 31.10.2019.

3. Комментарий директора ФИАН Колачевского Н. Н. по поводу обысков в Институте // Научная Россия, 31.10.2019.

4. Директор ФИАНа об обысках: очередной виток охоты на ведьм за неделю до выборов в РАН // Бизнес-ФМ, 31.10.2019.

Отредактировано skroznik (2019-11-26 19:32:57)

0

443

Как меняются представления Роскосмоса о международном сотрудничестве

05.12.2019

20 июля 1969 экспедиция «Аполлон-11» совершила посадку на Луне. Это событие ознаменовало конец лунной гонки – большого космического соревнования между СССР и США. После успешной реализации программы «Аполлон» Советский Союз отказался от своей пилотируемой лунной программы. С годами соперничество сменилось сотрудничеством, и 15 июля 1975 года состоялся совместный полет российского и американского космических кораблей по программе «Союз-Аполлон».

К нашему времени международное сотрудничество стало общепринятым стандартом взаимодействия при освоении космосе. Сотрудничество и взаимная поддержка космических агентств в пилотируемых и научно-исследовательских программах не описаны в юридически обязывающих документах, но они стали правилом хорошего тона. Все космические агентства мира пытаются помогать друг другу. NASA из-за наложенных на него юридических ограничений не может сотрудничать с Китаем в области космонавтики, но декларирует поддержку любых усилий, направленных на изучение космоса.

29 ноября руководитель пресс-службы Роскосмоса Владимир Устименко сделал комментарий относительно американской лунной программы «Артемида»: «Лунные программы у нас есть и будут, но не в том ажиотаже и ритме, которые нам пытаются навязать другие страны. В будущем году мы отправляем совместный аппарат ExoMars к Красной планете». За этим простым на первый взгляд заявлением скрывается фундаментальный сдвиг в восприятии Роскосмосом других космических агентств. NASA руководством Роскосмоса теперь воспринимается не как партнер, а как соперник, который что-то нам пытается навязать – по всей видимости, с целью причинить какой-то вред.

Конфронтационная позиция свидетельствует о том, что в руководстве Роскосмоса сложились совершенно неадекватные представления о мире и своем месте в нем. Разумеется, НАСА не пытается навязать нам гонку, и даже не потому, что особо дружески относится к Роскосмосу. Просто международные партнеры давно списали российскую космическую отрасль со счетов – и как ценного партнера, и как возможного конкурента. Возможность поучаствовать в постройке национальной американской окололунной станции Gateway была предложена Роскосмосу «по старой дружбе», как ключевому партнеру по проекту Международной космической станции. Но для равноправного партнерства сейчас, в отличие от 1990-х годов, российская космонавтика не может предложить НАСА никаких технологий.

Еще одна проблема заключается в том, что никакой альтернативы американскому плану изучения Луны Роскосмос предложить не может. Российская «лунная программа», – это попытка запустить с задержкой в 20 лет несколько простых лунных автоматических станций, первые из которых по своим задачам уступают даже советским лунным станциям полувековой давности. Кроме того, опыт других научно-исследовательских программ Роскосмоса свидетельствует о том, что даже в таком виде лунная программа будут вряд ли будет реализована. Более вероятно, что сроки запуска лунных станций продолжат сдвигаться в отдаленное будущее, как это регулярно происходило все последние годы. Другими словами, НАСА гораздо более трезво оценивает состояние российской космической отрасли, чем это делает ее руководство – по крайней мере, в своих публичных заявлениях.

Можно констатировать, что с Роскосмосом происходит вполне объективный процесс: после преобразования из федерального агентства в госкорпорацию он постепенно начал утрачивать черты космического агентства и связанные с ним функции. Научные исследования космического пространства остаются лишь в декларациях, а участие в международных проектах подменяется попыткой продать остальному миру какие-то космические услуги. В этом смысле выглядит совершенно логично отказ от участия в постройке американской окололунной станции и активный поиск государств, готовых заплатить за полеты своих космонавтов на МКС. Совершенно логично выглядело и предложение Роскосмоса изготовить модуль для станции Gateway на коммерческих основаниях, т. е. просто за деньги. С точки зрения НАСА, однако, это не имеет смысла: им проще и безопаснее заказывать модули у национальных компаний, либо передать разработку – а значит и финансирование – партнерам по проекту Gateway.

Недавно стало известно, что Россия может построить дополнительный шлюзовой модуль для станции Gateway в обмен на возможность для российского космонавта слетать на эту станцию на американском корабле «Орион». В октябре 2019 года в Вашингтоне состоялся 70 Международный астронавтический конгресс, на котором, вероятно, исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам Сергей Крикалев и договорился об этом сотрудничестве. Такие новости, однако, не должны вводить в заблуждение. Как любая крупная структура, Роскосмос состоит из многих центров принятия решений, и деятельность Крикалева не отражает общий тренд трансформации госкорпорации.

Роскосмос постепенно эволюционирует в принципиально новую структуру, хотя руководство госкорпорации вряд ли отдает себе в этот отчет – слишком часто оно меняется, чтобы проводить сравнения. Функции стратегического планирования космической деятельности отмирают – работа по написанию всевозможных стратегических планов продолжается, но они не несут обязательного характера, подолгу не принимаются и потом не исполняются. Наиболее ярким примером будет даже не гуляющая между правительством и Советом безопасности «стратегия освоения Луны», а тот факт, что у Роскосмоса нет никаких планов на случай закрытия МКС. Были заброшены все планы начиная с отделения российского сегмента и создания национальной станции и заканчивая постройкой лунной базы. Сейчас НАСА намеревается продлить работу МКС до 2030 года. Если американские планы изменятся – или же когда 2030 год приблизится – Роскосмос окажется в ситуации, когда пилотируемые полеты ему придется просто прекратить.

Совершенно неправы американский писатель (что просительно) и пресс-служба Роскосмоса (что непростительно), когда они воспринимают новые американские космические корабли Dragon и Starliner как угрозу для российской космонавтики. Все наоборот: если бы программа создания коммерческих кораблей провалилась, НАСА предпочло бы закрыть МКС уже в 2024 году, сосредоточившись на лунной программе. Вместе с МКС закрылась бы и российская космонавтика.

Основные задачи перед космонавтикой теперь ставит ВПК – он определяет, какие космические средства нужны для обороны страны, и требует от Роскосмоса их создания. Вся остальная деятельность госкорпорации постепенно становится направлена на коммерциализацию космических товаров и услуг.

Зарабатывать на запусках иностранных космонавтов на МКС получается. На станцию уже слетал представитель ОАЭ Хазаа Аль-Мансури. Вероятно, в космос вскоре слетает еще один астронавт ОАЭ, а также сейчас обсуждается возможность отправить на МКС гражданина Венгрии. Обратите внимание, что получение доходов от пилотируемой космонавтики имеет для Роскосмоса больший приоритет, чем, например, получение летного опыта российскими космонавтами, многие из которых ни разу не летали на орбиту. Ни один из космонавтов, набранных по открытым наборам – т. е. начиная с 2012 года – в космосе до сих пор не побывал. Кроме того, рынок небольших, но платежеспособных государств, находящихся в дружественных или нейтральных отношениях с Россией и заинтересованных в появлении национальных космонавтов, достаточно мал и быстро закончится.

Коммерционализировать лабораторную деятельность на Международной космической станции тоже возможно. Сейчас на российском сегменте МКС для этого просто нет свободного места, но ситуация может измениться, если модуль МЛМ-У «Наука» войдет в состав станции. Создание механизма работы со сторонними заказчиками, заинтересованными в проведении экспериментов на орбите – тоже посильная задача.

При должном планировании, получать доходы можно и с продажи данных спутников дистанционного зондирования Земли – а кроме этого, они имеют военное значение. Спутники связи, создаваемые на предприятиях Роскосмоса, закупаются «внешними компаниями» – АО ГКС и ГПКС, – а потому являются, по отчетности Роскосмоса, коммерческой деятельностью. Но остальные виды деятельности будут сворачиваться. И этот процесс уже начался.

0

444

Космолента прекрасный сайт.

0

445

http://sh.uploads.ru/t/rCvSQ.jpg

Это фотография Юрия Гагарина через несколько часов после приземления. Здесь нет его знаменитой "гагаринской" улыбки. Есть человек, который наконец осознал, что произошло и каким чудом он остался жив.

Ещё на земле случилось несколько внештатных ситуаций. Сначала взвешивание космонавта в скафандре показало, что он весит больше расчётного на 14 кг. Пришлось срочно придумывать как уменьшить вес: срезали два датчика со скафандра.
После того, как задраили люк, оказалось, что он негерметичен. До пуска оставалось мало времени, но успели раскрутить и закрутить 30 винтов и запуск состоялся.
Дальше все опять было не по плану. Вторая ступень, с которой никогда не было проблем, отработала на 13 секунд больше и космический корабль не вышел на расчётную орбиту, Гагарину об этом не сказали, но он понимал, что ситуация не штатная. Несколько раз он спрашивал ЦУП, что случилось, но ответа не было. Все ждали момента, сработает ли двигатель торможения. Он сработал. Но спусковая капсула от него не отделилась, и вместе они начали падать на землю.
"Я горю! Прощайте!" Об этих словах Гагарина долго не говорили, но именно так он сказал, когда увидел в иллюминаторе языки пламени и ручейки расплавленного металла. Он думал, что это гибель.
Но это обгорала обшивка и благодаря высокой температуре спускательная капсула наконец-то отсоединилась и началось штатное снижение.
Все мы знаем, что Гагарин должен был катапультироваться из капсулы вместе с креслом. Катапультировался, летит, отброшено кресло, раскрылись парашют, вот она, Земля!
Нет, опять внештатка. Запас воздуха в скафандре закончился, а открыть его он не может, чтобы дышать уже земным воздухом. Шесть минут и только после приземления это удалось.
Много ещё было мелких и не очень неурядиц, но Юрий Гагарин выжил и стал первым из первых! Давайте помнить, какой ценой!
Гжатск - родина Юрия Алексеевича Гагарина. Сейчас этот город назван в честь своего героического жителя.
Музей первого полёта - это место, где должен побывать каждый человек, чтобы понять, что космос - это будущее, будущее человечества!

0

446

Два подхода к развитию космической отрасли в России и США

14.12.2019

В 2019 году в России началась реализация «национальных проектов». Под этим названием скрывается новая схема расходования государственных средств, которая отличается от, скажем, федеральных целевых программ (ФЦП) детализацией задач и наличием набора показателей, который позволяет следить за тем, насколько хорошо были решены заявленные задачи. Космическая отрасль продолжает финансироваться по трем ФЦП: Федеральная космическая программа (ФКП), программа «ГЛОНАСС» и программа развития космодромов. Если эксперимент с внедрением национальных проектов будет признан успешным, то в перспективе все ФЦП могут быть свернуты и заменены нацпроектами, что автоматически будет означать глобальную корректировку всех космических планов. Пока же Роскосмос, чтобы получить дополнительное финансирование, пытается «пропихнуть» свои программы в уже существующие национальные проекты, такие как «Наука» и «Цифровая экономика».

Самая известная из таких перспективных программ Роскосмоса носит название «Сфера». Она включает не только новые подпрограммы вроде «Эфира» (гипотетический конкурент OneWeb и Starlink), но и старые, представленные в ФКП, такие как система спутников-ретрансляторов «Луч», система спутниковой связи «Гонец», различные программы по зондированию Земли и т. д. Таким образом, финансирование Роскосмоса уже в ближайшие годы постепенно начнет перемещаться в нацпроекты.

Общий смысл внедрения национальных проектов заключается в повышении эффективности расходования государственных средств. Возможно, в случае фундаментальной науки или социальных проектов это работает, но в космонавтике, при наложении на генеральную стратегию по коммерциализации космической деятельности, результат выходит неоднозначным.

Традиционная схема планирования в российской космонавтике выглядит так. На первом этапе Роскосмос определяет список перспективных проектов. При этом он проводит консультации с другими ведомствами, но в первую очередь ориентируется на возможности подконтрольных предприятий и необходимость обеспечить их загрузку. Затем проекты реализуются – частично или полностью. На этом программа считается выполненной. В последнее время из-за требований повысить доходность госкорпорации к этому несложному плану добавился третий пункт: Роскосмос пытается найти применение для уже реализованных программ. Самый очевидный пример – спутники дистанционного зондирования Земли, такие как «Ресурс-П». По сути, данные с них почти не используются, и коммерческие заказчики с большим трудом могут получить к ним доступ. Роскосмос пытается создать механизм коммерциализации данных ДЗЗ, хотя особых успехов в этом направлении пока не достиг.

При переходе к национальным проектам схема меняется не сильно. Теперь Роскосмос на этапе планирования пытается предлагать создаваемые группировки спутников другим госкорпорациям. Здесь сразу возникает сбой: поскольку во главе угла все еще стоят хозяйственные принципы (необходимость загрузки предприятий и их реальные возможности) и поскольку Роскосмос не может знать потребности внешних компаний, предлагаемые решения их не очень интересуют – платить за обещанные Роскосмосом услуги они не хотят. И если проект Роскосмоса предполагает софинансирование разработки, то он буксует, как это произошло с проектом группировки спутников связи «Эфир». В противном случае план проходит утверждение, и дальше он развивается по описанной в предыдущем абзаце схеме.

Другими словами, российская космическая отрасль – да и вся государственная экономика – вернулась от рыночных принципов хозяйствования к плановым, при которых номенклатура и количество производимых товаров определяются не потребностями потребителей, а интересами производителей. Результатом является крайне низкая эффективность отрасли – да и всей государственной экономики вместе с ней.

Более того, любая негосударственная часть экономики в принципе исключается из рассмотрения как несущественная.

Интересно, что в США сфера дистанционного зондирования Земли развивается иначе. Подход НАСА диаметрально противоположен тому, который избрал Роскосмос. Если Роскосмос хочет производить и запускать спутники ДЗЗ, а затем продавать их данные заинтересованным госкорпорациям, то НАСА, наоборот, выступает не поставщиком, а потребителем этих данных.

В 2018 году американское космическое агентство запустило пилотный проект по закупке снимков Земли для их использования в научных целях. Поставщиками НАСА стали компании Maxar, Planet и Spike, создающие группировки малых спутников. Годовой эксперимент НАСА был признан удачным: 10 декабря исполнительный директор системы данных для наук о Земле в НАСА Кевин Мерфи объявил, что агентство продолжит закупать данные ДЗЗ у частных подрядчиков.

Программа НАСА не столько призвана помочь развиваться молодым компаниям, работающим в сфере ДЗЗ, сколько является ответом на сложившуюся реальность. Своим развитием в этом десятилетии сфера ДЗЗ обязана в первую очередь частным компаниям, и США здесь на первом месте. Например, компания Planet обладает группировкой из 193 спутников, которые могут делать снимки поверхности земли в субметровом диапазоне и ежесуточно отслеживать изменения на конкретных участках в интересах клиента. Услугами Planet пользуются как частные заказчики, так и государственные, включая военных.

Услугами российских спутников ДЗЗ российские военные тоже пользуются. Им не очень нравится качество получаемых данных. Зато это государственные данные.

0

447

ЕКА запускает обсерваторию CHEOPS для изучения экзопланет

17.12.2019

Во вторник 17 декабря в 11:54 мск с космодрома Куру во Французской Гвиане должна стартовать ракета-носитель «Союз-СТ-А» с разгонным блоком «Фрегат-М». Она доставит на орбиту итальянский спутник зондирования Земли двойного назначения COSMO-SkyMed и космический телескоп CHEOPS – CHaracterising ExOPlanets Satellite, т. е. буквально «спутник для изучения характеристик экзопланет».

CHEOPS – совместная миссия Европейского космического агентства и Швейцарского космического бюро. Она относится к миссиям малого класса. Космический аппарат построен в Испании на испанской спутниковой платформе SEOSAT, генеральным подрядчиком выступала компания Airbus Defense and Space. Масса аппарата составляет 273 кг, из которых большая часть – это топливо и спутниковая платформа. Масса научного оборудования, т. е. телескопа, составляет всего 58 кг. Размеры космического аппарата – 1,5x1,5 x1,5 м. Система связи рассчитана на передачу на Землю до 1,2 Гб информации за сутки.

Аппарат будет работать на полярной орбите высотой 700 км с наклонением 98,22 градуса. Активный срок миссии – 3,5 года.

Основным инструментом CHEOPS является оптический телескоп с диаметром зеркала 32 см, чувствительный к электромагнитному излучению с длиной волны 330-1100 нм.

В отличие от большинства своих предшественников, CHEOPS не должен заниматься поиском новых экзопланет. Его цель – уточнение характеристик уже известных планет за пределами Солнечной системы. Он будет наблюдать планеты диаметром до 1 до 6 диаметров Земли, т.е. суперземли и экзонептуны, с целью уточнения их радиуса, массы и плотности.

Формально, список задач миссии CHEOPS включает четыре пункта:

1) использование высокоточной фотометрии для определения точных размеров экзопланет,
2) измерение кривой блеска «горячих юпитеров» для изучения того, как переносится энергия в их атмосфере,
3) использование измеренного размера и известной информации о массе для анализа внутреннего строения и состава планет и
4) определение перспективных экзопланет для поиска следов обитаемости другими исследовательскими миссиями.

Одной из задач космического телескопа им. Джеймса Вебба, следующей флагманской астрономической миссии НАСА, будет поиск в атмосферах экзопланет воды и метана, т.е. условий и признаков обитаемости. CHEOPS сможет выделить перспективные планеты для таких исследований.

80% наблюдательного времени CHEOPS будет отведено работе по основной программе. Помимо перечисленных выше задач, телескоп займется подтверждением существования кандидатов в экзопланеты, обнаруженных методом радиальных скоростей, в тех случаях, когда их орбиты проходят между собственной звездой и Землей, т.е. наличие планеты можно подтвердить в ходе транзитных наблюдений.

И хотя это не входит в задачи миссии, часть времени CHEOPS будет использована для наблюдения известных многопланетных систем, в которых могут быть обнаружены новые планеты.

PS Запуск отложен из-за неполадок в разгонном блоке РН "Союз"

0

448

Очередной блеф Рогозина...

Рогозин и лифт

17.12.2019

В понедельник во время пресс-конференции на космодроме Восточный глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сказал журналистам: «Мы создадим универсальный лифт, который с окололунной станции сможет посадить нагрузку по заказу партнеров». Для этого потребуются «колоссальные средства». А доставку грузов на Луну Рогозин предлагает коммерциализировать, продавая эту услугу другим странам.

1. Не следует воспринимать слова про лифт буквально. Вряд ли Рогозин говорил про космический лифт – скорее всего, он высказался образно, имея в виду реактивный многоразовый взлетно-посадочный аппарат или вообще говорил про обобщенную систему, не предполагая никакой технической реализации.

2. Чтобы сделать простой посадочный аппарат, колоссальные деньги не потребуются. Под такое «колоссальное» определение подходит тяжелый (с грузоподъемностью в несколько тонн) многоразовый взлетно-посадочный аппарат, дозарпавляемый на орбите или прямо на поверхности Луны. Роскосмосу не на чем запустить такой аппарат. Кроме того, его нет в Федеральной космической программе. Аппарат надо вписывать в новую госпрограмму, а от мимоходом высказанной идеи до утверждения соответствующей статьи с планом финансирования путь очень длинный.

3. В обозримой перспективе будет только один гипотетический покупатель для услуги доставки на Луну грузов – как небольших, так и массивных – это НАСА. Но НАСА поддерживает целую группу американских компаний, разрабатывающих легкие посадочные аппараты, и намеревается вкладывать серьезные средства в создание тяжелого аппарата с возвращаемой ступенью. У него не будет никакой мотивации становиться клиентом Роскосмоса.

Идея найти перспективную нишу в деле изучения и освоения дальнего космоса похвальна, но вряд ли предложенный лунный транспорт подходит на эту роль.

+1

449

Рогозин и космонавтика: кто кого?

Если внимательно и без истерик следить за тем, как плодятся и толстеют проблемы нашей пока еще космонавтики, то начинаешь понемногу верить, что это чей-то хитрый план.

И явно не отдельно взятых господ, лица которых уже не помещаются в рамку телевизора. Работает целая система, целью которой является полное разорение российской космической отрасли с последующей распродажей всем желающим. И поневоле возникает вопрос: кому выгодно и кто за этим стоит?

Но вопросы оставлю под конец, а пока давайте спокойно посмотрим в лицо фактам.

А факты говорят о следующем: падение в пропасть российской космонавтики началось не вдруг и не вчера. Вчера (вообще, в 2017-м) стало понятно, что кризис бушует и гнет отрасль к земле. Это я о словах Андрея Рэмовича Белоусова, нынешнего помощника президента по экономическим вопросам. Неглупого человека, и, судя по отсутствию у него блестяшек «За заслуги», еще и честного.

Так вот, еще в декабре 2017 года Белоусов в сердцах бросил фразу о том, что «госкорпорация «Роскосмос» ни фига не зарабатывает». Это был первый звонок сверху.

А последним я считаю январскую фразу нашего премьера Медведева, который велел «прекратить болтать, куда мы полетим в 2030 году, меньше говорить и больше делать». Уж если премьер так говорит, значит, дела обстоят хуже некуда.

Последнее слово, конечно, за Путиным, но вот то, что он молчит, глядя на шоу в исполнении Рогозина и «Роскосмоса» — это с одной стороны ободряет (не сильно), с другой стороны — понимаешь, что ВВП уже мог и рукой махнуть на творящуюся клоунаду.

Сегодняшние реалии таковы, что, в общем, все относительно неплохо. И Андрей Рэмович, говоря о том, что «Роскосмос» ничего не зарабатывает, конечно, прав, но все худшее еще впереди.

Стоит рассмотреть, на чем «РК» вообще делает деньги:

   — пилотируемые запуски к МКС;
   — продажа ракетных двигателей РД-180 американцам;
   — производство спутников;
   — вывод спутников на орбиту.

Не надо сильно нагнетать, и так понятно, что скоро «РК» может лишиться ВСЕХ составляющих из этого списка. И началось это не вчера. Главный удар по нашей космонавтике был нанесен в 2014 году. Ну да, «Крымнаш». Крым наш, а вот западные партнеры начали почему-то баловаться санкциями и постепенно отворачиваться. Плюс мы потеряли «Южмаш».

Сегодня говорить на тему Крыма нечего, факт не в нем, а в том, что последствия нейтрализовать так и не получилось. Но мы, гордо задрав нос, сказали, что обойдемся, а партнеры… А партнеры, кстати, бросились нейтрализовать последствия своих санкций. Для себя.

И, к сожалению, преуспели.

Те же корейцы, которые разрабатывали с нами свой первый носитель KSLV (Korea Space Launch Vehicle), почему-то моментально отвернулись, и KSLV-2 разработали уже совершенно самостоятельно, но на основе американских технологий SpaceX.

Да, и SpaceX тоже. Наши уря-патриоты очень долго умничали на тему «да у них ничего не выйдет», предсказывали крах и так далее. Что же, 2020 год вот он, не за горами, а вместе с ним и закончится договор извоза на МКС между NАSА и РК.

Предвижу ор на всех уровнях, от соцсетей и до Сената и Конгресса США на тему «хватит содержать русских, мы и сами можем!» И, уверен, что все проголосуют за доставку на МКС астронавтов своим, пусть и сырым кораблем, чем российским. Это нормально. Минус один.

Тем более что к «Союзам» претензий нет, они с 1967 года вполне себе исправно служат, слегка модернизируясь. Ключевое слово здесь – «слегка».

Собственно, за истекшие 50 лет мы ничего нового не изобрели. А зачем? Если все и так неплохо работает? Если Королев со товарищи сделали так? Смысл напрягаться?

А напрягались и совершенствовались все остальные в мире. Кто хотел себе частичку космоса.

Но идем дальше.

Касательно извоза стоит отметить, что, помимо Dragon, который доставляет грузы на МКС и (главное отличие) забирает их оттуда, теперь есть Dragon V2. И приходится верить, что время с 2011 года американцы потратили с толком.

По второму пункту возникает вопрос по поводу «Blue Origin», которая предложила ULA проекты своих двигателей в качестве альтернативы нашим РД-180. Собственно, кто-то может продолжать орать на тему того, что американцы никогда не смогут. Лично мне, как человеку умному, понятно, что вопрос отказа от РД-180 – вопрос самого недалекого времени.

Кто не понимает – это вопрос престижа. Так что «ВО» свои движки допилит, и от РД-180 откажутся. Точно так же, как откажутся от «Союзов».

Идем дальше. Производство спутников.

Тут вроде бы полный порядок, но полный порядок потому, что нам просто не рассказывают о том, как «Роскосмос» очередной раз того… А стоило бы.

Возьмем, например, историю с египетским спутником EgyptSat-2.

Спутник был запущен 16 апреля 2014 года с космодрома Байконур и выведен на орбиту. 7 месяцев спутник находился под контролем российских специалистов. В январе 2015 года управление спутником было передано египетским специалистам.

12 мая 2015 года возникли неполадки в работе бортового цифрового вычислительного комплекса, неполадки устранить не получилось, спутник ушел в хлам. На страховые деньги «Энергия» строит его дублер.

Или его коллега, ангольский спутник AngoSat 1. Построенный, кстати, на деньги, которые Россия дала Анголе в кредит (248 млн долларов).

Старт был осуществлён 26 декабря 2017 года. После отделения от разгонного блока «Фрегат» спутник вышел на связь, но впоследствии связь с ним была утеряна. Снова получена страховка, на которую строится дублер.

Можно продолжать и дальше, но…

Но лучше сразу перейти к четвертому и последнему пункту. К запуску спутников. Оставив на потом проблемы со сборкой и отладкой космических аппаратов.

То, что у всех космических держав бывают неудачи, – это нормально. Падают спутники или улетают в хлам тоже у всех. Другой вопрос, может ли страна, бывший лидер в освоении космического пространства, позволить себе гробить космические аппаратами пачками? Аварии, простите, отражаются на имидже. И только негативно.

Если, скажем, китайцы и японцы запускают только свои аппараты, то мы готовы удружить всем желающим. Точнее, имеющим возможность заплатить. Ну так и надо тогда соответственно подходить к вопросам.

А у нас, простите, и тут проблемы. То датчик вверх ногами забьет слесарь, то припой не тот выдадут. В итоге – миллионы долларов в утиль. Хорошо живем…

А в итоге, наблюдая за всем этим безобразием, вчерашние партнеры сегодня перестают ими быть.

Да, когда-то гонку за космос вели две великие державы – СССР и США. Теперь «космический клуб» стал именно клубом, поскольку стран, осуществляющих запуски, уже больше десятка. Обе Кореи, Новая Зеландия – это куда? А туда. В космос.

Мир, знаете ли, изменился. И запускать аппараты на орбиту хотят все. Понятно, что не все себе это могут позволить, но вот Новая Зеландия смогла…

А мы? А что мы? Как насчет реванша у бывшей ведущей космической державы? Вообще, хотелось бы, чтобы Россия как-то вернулась на первое место по стартам вообще и удачным в частности.

Увы.

Знаете, есть у нас деятель один… Некто Рогозин. И его деятельность вызывает уже даже не сомнения. Опасения за нашу космическую отрасль.

Вообще, все что делают сегодня Рогозин и его подчиненные, все под эгидой «Ангары». Нет иного, понимаешь, выхода. Только дать ума этой более чем странной ракете. Приспособить ее хоть куда-нибудь.

Между тем прожекты у Рогозина более чем научно-фантастические. Запуск системы «Сфера», естественно, на тяжелых ракетах «Ангара».

Сама система «Сфера» — это бывшая система «Эфир», которая должна была состоять из 288 спутников и обладать ну просто замечательными параметрами передачи сигнала абонентам. Чем «Эфир» не глянулся, сказать сложно, но вместо него было объявлено о системе «Сфера» из 640 спутников стоимостью 300 млрд рублей.

Так необходимую для запуска этой кучи спутников «Ангару» переводят в плане сборки из Москвы в Омск. Мотивация вроде бы нормальная, равноудаленность от Плесецка и Восточного. Сколько, правда, займет перебазирование в днях и рублях, не оглашается.

Зато было объявлено, что надо срочно отказываться от «Протона». «Протон», собираемый кривыми воронежскими руками, не нужен. Особенно он не нужен, если НЕ полетит вдруг «Ангара». Тогда Рогозин быстро найдет виноватого сварщика, «Ангара» все равно не полетит, но продублировать или заменить ее будет нечем.

Центр имени Хруничева в Москве надо снести. И на его месте построить «Национальный космический центр». Во сколько это обойдется в рублях и годах, сказать тоже пока никто не может. Но свой проект центра, который обозвали в сети фаллосом, Рогозин уже презентовал.

Центр, без которого невозможна работа всей космической отрасли, должен заработать в 2022 году. Туда переселят более 20 тысяч сотрудников «Роскосмоса». Где они будут работать, пока станут строить центр, Рогозин умолчал.

В общем, выглядит все более чем неадекватно.

Я понимаю, что Рогозин спит спокойно, денег ему все равно дадут. Другой вопрос, как и на что он их потратит. И будет ли из этого (заранее говорю, ни на грамм не верю) толк?

Зная, насколько эффективен Рогозин, и как у него слова с делом расходятся – вот не верю, и все тут. Понимаю, почему теперь про лунный трактор в 2030 году говорит Дмитрий Олегович. Кто там вспомнит, через 10 лет, что он кому обещал?

Хотя кое-где еще помнят обещанки господина Рогозина перед первыми его выборами…

Ладно, с Рогозиным все понятно, он, если что, батутом поможет своей корпорации. Но вернемся к «Ангаре».

Так любимая Рогозиным «Ангара» обошлась нам почти в два миллиарда долларов. А летала за 25 с лишним лет всего дважды. В 2014 году.

Посчитано (не Рогозиным), что один запуск (если достроят Восточный) тяжелого носителя «Ангара-А5» приближается к ста миллионам долларов. О чем это говорит? О том, что «Ангара-А5» будет совершенно неконкурентоспособной в сравнении с американской ракетой Falcon 9. И дай бог, чтобы на рынок к моменту, когда будет готова к старту «Ангара», не выйдут новые американские, европейские, японские, индийские и китайские ракеты. Будет совсем печально.

Зато у нас будет космический фаллос в Москве, с кабинетом Рогозина на самом верху. И сверхдорогущий космодром Восточный, где еще сажать и сажать переворовавших господ всех мастей и рангов.

Но – все пригодится. Где-то сотрудники «Роскосмоса» должны сидеть, правда? В плане работы. И Восточный пригодится. Да, пуски будут пару-тройку раз в год, но будут же: Минобороны останется верным клиентом РК. Если все-таки достроят Восточный.

Понятно, что никто в мире не станет ждать, пока Рогозин и компания построят себе светлое будущее. Найдут, кто сможет запустить на орбиту спутники, благо уже выбор имеется.

Честно говоря, в то, что Восточный вообще заработает на полную катушку, есть огромные сомнения. Он на сегодняшний день построен всего на четверть, да и то, как говорят и пишут специалисты, с такими дефектами, что лучше бы и не строили.

Ну и сама статистика применения показывает, что три пуска (плюс один неудачный) за три года – маловато для игрушки стоимостью в триллионы рублей. Так себе получилось.

Если так же дело пойдет и со всем остальным, а сразу возникает вопрос, почему должно быть иначе, то чего ждать?

Сложно сказать, проще, наверное, сказать, чего НЕ стоит ждать.

Собственной орбитальной станции, околоземной, окололунной, исследовательской базы на Луне, межпланетной/лунной «Федерации», которая все-таки заменит «Союз» — вот всего этого ждать НЕ стоит.

Проекты и инициативы Рогозина четко показывают, что ему намного более интересно просто вливать суммы (деньгами это назвать язык не поворачивается) в Центр имени Хруничева. Без гарантии получения хоть какой-то отдачи.

Ну и да, журналист Дмитрий Рогозин может сколь угодно яростно критиковать прикладного физика Илона Маска, но… Маск сделал ход, выставив корабль 21 века, а Рогозин...

А глава «Роскосмоса» и его коллеги занимаются тем, что ищут виновных в постоянных собственных провалах.

В настоящее время в перечень входит весьма многое: нехватка денег, Space X, США, «информационная атака», бывшее руководство «Роскосмоса», уволившиеся инженерные и рабочие кадры, иностранные шпионы и даже бывший министр обороны России Анатолий Сердюков.

Но ни слова в адрес настоящего руководства «Роскосмоса». Ни слова о собственной вине.

Впрочем, назначение Рогозина генеральным директором «Роскосмоса» и его поступки, а главное, высказывания, объясняются достаточно легко: уверенность Дмитрия Олеговича зиждется на его отношениях сами знаете с кем.

Если бы вопрос назначения директора «Роскосмоса» решался референдально, вряд ли бы Рогозин получил эту должность. Сложно найти в кругах президента наименее подходящего человека, да еще и менее популярного, чем Рогозин.

Но, к сожалению, решение вопроса вне нашей компетенции. А если Путина устраивает то, что делает Рогозин в «Роскосмосе», значит, так того хочет и народ, избравший президента.

А потерю ведущих позиций в космосе можно и пережить как-нибудь, не так ли?

+1

450

Испытательный беспилотный полет корабля Starliner к МКС начнется 20 декабря 2019

19.12.2019

Старт ракеты Atlas V с кораблем CST-100 «Старлайнер» (Starliner) компании Boeing запланирован 20 декабря в 14:36 мск. На заданную траекторию космический корабль будет выведен разгонным блоком «Центавр» (Centaur) с двумя маршевыми двигателями. Выбор этой модификации разгонного блока обусловлен необходимостью выровнять траекторию выведения на случай аварийного прерывания полета.

Ракета выведет корабль на незамкнутую орбиту с апогеем 181,5 км и перигеем всего 72,8 км. Подъем орбиты будет осуществляться маршевой двигательной установкой корабля «Старлайнер».

Автоматическая стыковка корабля к стыковочному порту PMA-2/IDA-2 модуля «Гармония» (Harmony) запланирована на 16:27 мск 21 декабря. «Старлайнер» доставит на станцию 270 кг припасов. Корабль отстыкуется от МКС в субботу 28 декабря в 8:44 мск. Посадка должна состояться спустя пять часов (в 13:47) на ракетном полигоне Вайт Сэндс в штате Нью Мексико.

0